Как истинный рокер, Ленни Кравиц полюбил Питер больше, чем Москву. Три года назад именно в наших краях дал свой первый и единственный концерт в России, а на днях вновь отыграл в Ледовом дворце полноценный сольный концерт, а потом уж уехал на московский фестиваль «Максидром». Питерская публика ответила лауреату премии «Грэмми» взаимностью, народу в Ледовый на шоу Кравица «It Is Time For A Love Revolution» пришло больше, чем на недавние концерты Боба Дилана и «Кисс»…
Хотя три года назад все выглядело намного пафосней. Помню, стояла дикая жара, и было такое ощущение, что публика приехала на «Лёню» (так поклонники величают 44-летнего кумира) прямо с пляжей Финского залива. Загорелые, молодые, в разноцветных топиках-шортах, пышущие энергией. Среди них был и розовощекий радиопересмешник Гена Бачинский, что после утреннего эфира на радио «Максимум» примчался на полдня в Питер из Москвы, чтобы послушать живьем Кравица…
Нынче же лето никак не раскачается, моросил дождик, ярких нарядов и оголенных тел в публике было поменьше. «Четвертые», самые верхние сектора, продать не удалось (цены на билеты за три года, кстати, выросли в 2-3 раза). Однако публика Кравица собралась по сути та же - «пляжная», стильная, молодая. Много просто «модельных экземпляров»: высоких, стройных, поджарых и загорелых. Явно любителей клубных тусовок и фэшн-показов. Старые рокеры Кравица своим не признают – в зале совсем не было «возрастной» публики. Как, впрочем, не наблюдалось и подростков, детишек. На «Лёню» пришел строго ограниченный возрастной контингент: те, кому за двадцать, но меньше тридцати… Многие завалились парочками. Их лица не покидало ощущение рассеянно-безмятежного счастья, которое бывает перед встречей с чем-то легким и приятным.
В 20.45 на сцене как шарахнуло, что-то взорвалось, и под тяжелый гитарный риф явился народу в своих любимых черных очках и кожаной куртке Ленни Кравиц. На этом, кстати, спецэффекты завершились. Столь необходимых для зрителей дальних секторов видеоэкранов не обнаружилось, на «видеорум», подвешенный к потолку, изображение тоже не выводилось. Все оформление огромной сцены состояло из нехитрой комбинации фонарей, дающих незамысловатый контровой свет. Сбоку, правда, примостился шикарный стеклянный рояль, но так и простоял как мебель, пока не сыграл на нем Кравиц всего одну композицию "I’ll be waiting", и то через полтора часа после начала концерта.
А началось все с забойных хард-рок-композиций с назойливыми запильными гитарными рифами. Невольно вспомнилось, что музыкальный журнал "Guitar World" отвел нашему гостю почетное десятое место в списке ста худших (именно худших!) гитарных рифов и соло, которые, по мнению редакции, «ленивы», «скучны» или «просто глупы». Таковым был признан риф в песне «American Woman»… Правда, Кравиц вряд ли расстроился, потому что в этом списке худших примостились и «Роллинг Стоунз», и еще немало великих.
На концерте же в Ледовом Кравиц рубился по полной. Уже на второй песне снял очки и смахнул пот со лба. Но с кожаной курткой не расстался, пусть и пропотел изрядно: жажда ничто, имидж все! Сначала на сцене было пятеро музыкантов, потом добавилась духовая группа. И пошла гулять леннинская губерния!
Чего только мы ни услышали за один концерт. Кравиц со товарищи словно задались целью совершить музыкальный экскурс по стилям и жанрам. Тяжелый рок и затяжные классические джазовые импровизации, соул и фанк, психоделика и гитарные баллады, блюз и стандартные рок-н-роллы... Одну песню он спел «под битлов», другую «под роллингов»… Несомненно, Ленни – самый эклектичный музыкант, которого мне доводилось слышать. Хотя из него в любом стиле «прет» такая энергия, что мама не горюй! Музыка Кравица сверхэнергетична, но совершенно не оригинальна, в большинстве композиций лишена нюансов. Вышедшие на сцену инструменталисты «жарят» что есть мочи, а звукорежиссер с садистским упрямством выкручивает ручку громкости на всю катушку. Барабанщик молотит, словно кузнец, даже в лирических песнях. Поет неоднократный обладатель премии «Грэмми» за лучший рок-вокал тоже на пределе. У гитариста соло крутые, длинные, но весьма типичные, такое ощущение, что ты сто раз все это уже слышал. Звук у бэнда невероятно густой и невыносимо громкий. Даже привыкшая молодая публика нет-нет да затыкала себе уши.
Чтобы зрители не забывали, что Кравиц снискал себе славу мультиинструменталиста (на записях в студии записывает сам максимальное число партий на гитарах, бас-гитаре, клавишных), он с огоньком и напором поиграл на разных гитарах, в том числе на «басу», показав весьма достойный уровень. Публика одобрительно кричала: «Леня, давай!»
А вот с залом Кравиц общался не слишком часто. Был, правда, момент: во время исполнения затяжной баллады «Stillness of heart», приглушив звучание оркестра, Ленни произнес прочувствованный спич о том, что все мы братья и сестры, и полезно чаще прислушиваться к своему сердцу, потому что в мире столько дурного. При этом закатил глаза и предложил зрителям выйти из тени, объединиться во имя Любви, чтобы помочь нашему грешному миру. Кравиц никогда не чурался острых проблем политики. В 2003 году выпустил песню протеста против вторжения американских войск в Ирак “We Want Peace”, что была доступна только пользователям интернета, так как радио и ТВ ее крутить побоялись. И на новом альбоме «It's Time for a Love Revolution» песня «Back in Vietnam» вновь посвящена войне в Ираке, а «I Want To Go Home» написана от лица солдата, который не понимает смысла войны, в которой сражается.
Несколько раз музыкант предлагал залу подпеть, но Ледовый пел не очень стройно, в отличие от того же зимнего концерта Брайана Адамса, где многотысячная толпа голосила каждый второй рок-н-ролл. Творчество Кравица, конечно, не лишено хитов, но не на них выстроено… А на чем же? На следовании традициям музыке 60-70-х! – это Ленни повторяет из интервью в интервью. Он гордится тем, что вырос на музыке Джимми Хендрикса, Джеймса Брауна, «Лед Зеппелин», и с ранних лет дал себе зарок стать продолжателем этих славных традиций, куда бы ни качнула изменчивая музыкальная мода.
Сам по себе человек не лишенный пафоса, на сцене Ленни являет собой аскетично-скромный образец следования рок-традициям (отсутствие видеоэкранов, навороченных голограмм и прочих спецэффектов). Для него главное – живая музыка, стихия импровизации, а не всякие шоу-штучки. Он готов даже «посадить темп концерта», но вместе со своим бэндом будет до победного играть пятнадцатиминутную заунывную джазовую импровизацию, приправленную пятиминутным соло на трубе. Если вы назовете его концерт «супершоу», то Ленни может обидеться (что и произошло, помнится, на пресс-конференции в Ледовом три года назад). Рок-шоу – это у «Кисс», где грохочет канонада спецэффектов, и гитаристы взмывают под потолок. А Кравиц даже на публику-то особо не реагирует, зато она всегда в контакте со своей музыкой! Но иногда вдруг крикнет: «Санкт-Петербург!» и пробежится в русской шапке-ушанке по залу, или, отпив из бутылки, швырнет ее в зал, но большей частью держится отстраненно, с нескрываемым достоинством. Как и полагается продолжателю славных традиций, а не какому-нибудь шоумену.
Все было бы здорово, но, следуя традициям, ничего нового, своего, оригинального Ленни почти за двадцать лет карьеры создать не удалось. Да, на сегодняшнем рок-безрыбье и ЛК - герой. Его творчество может нравиться или не нравиться, но вряд ли даже самый большой фанат Кравица рискнет утверждать, что его музыка не вторична. В любовных похождениях-революциях нью-йоркский мачо, наверное, силен (после развода в 1993 году в списке его пассий – Мадонна, Николь Кидман, Кайли Миноуг, Наоми Кэмпбелл, Ванесса Паради, Наталия Имбрулия, а нынче за кулисами с ним очаровательная 20-летняя модель Катя из Омска!), но в музыке Кравица никаких революций! Все по стандарту, по шаблону, хотя и по очень высокому стандарту и вполне достойному шаблону. Послушаешь всю эту эклектичную 2,5-часовую смесь, и, вроде, заведешься, покричишь вместе с пляжной публикой, а придешь домой, и попросит душа «Лед Зеппелин» или Джимми Хендрикса. Не продолжателя традиций, а творцов чего-то оригинального.
Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
Леннинская love-революция на проспекте Большевиков
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ