Оказывается, рок-музыка была изобретена в… довоенном Третьем рейхе. К такому неожиданному выводу пришел музыкант Олег Нестеров, написавший свой первый роман «Юбка». 46-летний лидер московской группы «Мегаполис» и раньше был замечен в интересе к немецкой тематике (как не вспомнить его хит «Карл-Маркс-Штадт»!), а теперь вот опубликовал роман, действие которого происходит в предвоенной Германии. Главной героиней Нестеров вывел первую красавицу Третьего рейха актрису и режиссера Лени Рифеншталь. Главной интригой стало то, оказывается, не Чак Берри и не четверка «битлов», а четверка молодых архитекторов, друзей Лени придумали… рок-н-ролл!
Как становятся писателями люди, казалось бы, далекие от литературного творчества?
Олег Нестеров утверждает, что в его случае сыграла роль детская травма. В 1969 году мальчик услышал от мамы с папой: «Сынок, ты пойдешь в немецкую спецшколу, будешь учить немецкий!» А время тогда было политизированное. К Москву приезжали улыбчивые школьники из ГДР, по безвалютному обмену, а старушки крестились и плевали им в след. Когда во дворе дружки Нестерова прознали, что его послали учить немецкий язык, то стали называть его не иначе как фашистом.
В 1975 году Олег по обмену попал в Дрезден, прожил в немецкой семье две недели, и в этот момент его, как говорится, пробило. В Дрездене, заходя за угол дома, мальчик мог точно определить, что его ждет вот такая арка, такой домик, хотя был здесь впервые. Он понял, что Германия - его страна, что здесь он в каком-то виде уже существовал. И еще понял одну любопытнейшую вещь, которую даже учителям своим не говорил: оказывается, немецкий язык он не учит, а вспоминает! А все вокруг восхищались: «Какие у тебя способности к языкам!»
- Видимо, в Германии у меня что-то недоделано, недосказано. Вот меня и пробивает то на песню, то на роман! - рассказал Нестеров обозревателю Фонтанки ру. – Впрочем, многие свои поступки я не могу объяснить лишь с точки зрения логики. Я - Рыбы по гороскопу, и часто действую согласно тому, что чувствую, а не тому, что думаю. До сих пор толком не знаю, почему, получив техническое образование (он компьютерщик. – Прим. Авт.), я взял в руки гитару и стал гастролирующим артистом. А потом, встретив маленькую девочку Машу Макарову (солистку группы «Маша и медведи». – Прим. Авт.), я почувствовал, что как-то отвечаю за ее судьбу, и ее песни должны услышать все. И стал продюсером, основал рекорд-лейбл «Снегири», который открыл не только Машу Макарову, но и таких артистов, как Найк Борзов, «Ундервуд».
В 2002 году Олег работал в студии вместе с Найком Борзовым над альбомом «Заноза». Найк артист «медленный» - может опоздать, устроить долгий перекур, а то и вовсе скажет: «Может, сегодня вообще ничего не будем делать?» В общем, они больше разговаривали о том, о сем, нежели извлекали ноты. А в тот момент как раз отмечали 100-летие Лени Рифеншталь. Германия, олимпиада, музыка… Когда Олег и Найк в очередной раз зацепились языками, то у Нестерова родилась эта странная идея насчет рок-н-ролла из довоенной Германии. Он тут же составил маленький синопсис для фильма. Показал его Сергею Сельянову (самому известному кинопродюсеру. – Прим. Авт.), тот сказал: «Любопытно, но надо же кому-то написать!» Сценарий сочинить Олег не решился, а вот идея написать роман его зажгла. И на пять лет он погрузился в эпоху Лени Рифеншталь! Перечитал десятки книг, посмотрел множество художественных и документальных картин, совершил несколько экспедиций в Германию…
При всем его внутреннем германофильстве довоенный Берлин для Нестерова – сплошное белое пятно. В сознании появлялся только бесноватый фюрер с челкой и усиками, марширующие молодцы в сапогах и коричневых рубашках. На деле все оказалось по-другому. Любой берлинец в 1937 году, узнав о том, что его город называют предвоенным, сильно бы удивился, покрутил пальцем у виска: «Почему – предвоенный? Здесь только все начинается!» Понятно, что режим закручивал гайки, пускал когти в каждодневную жизнь берлинцев, тем не менее, очень сильны были культурные традиции, блистали театры, кабаре…
Из собственного коммунистического прошлого мы знаем: чем больше на тебя давят, чем больше «тупят», тем больше ты сопротивляешься. Парадокс, но если ты свободен в своих изъявлениях, то можешь что-то сделать, а можешь отложить на завтра… А когда ты входишь в какие-то черные списки, тебе обязательно нужно сделать это сегодня: написать песню или дать подпольный концерт. Завтра уже может быть поздно! Поэтому тоталитарный режим еще и провоцировал людей, которые не хотели сдаваться, на какие-то ответные действия…
Большим сюрпризом для Нестерова стало известие, что, оказывается, в довоенном Берлине существовали так называемы свинг-югенс, или свинг-кидс… Как наши пижоны или стиляги! Это была такая альтернатива гитлер-юген. На них рисовали карикатуры, их называли тунеядцами. А они любили американский свинг и джаз, носили длинные двухбортные пиджаки, широкие брюки, пыльники. В кармане у каждого была газета или зонт. Такой модный атрибут! Дело в том, что премьер-министр Англии носил точно такой же зонт... Девушки носили коротко обрезанные платья (почему-то телесного цвета), красились, что нацистской модой возбранялось. Когда во время танцевальной вечеринки свингующей молодежи в зал врывались штурмовики-дружинники, то оркестр, так называемая танцкапелла, тут же начинал играть танго, и модные танцоры тут же переключались на «дебильное», как они считали, старомодное танго.
Но не только танцами жила предвоенная немецкая молодежь. Они творили, изобретали, придумывали. Один из них изобрел гитару-сковородку (прообраз электрогитары!), другой вместе с друзьями соорудил четырехметровый (!) компьютер, третий предложил макет стадиона в Нюрнберге на 400 тысяч зрителей (в 4 раза больше, чем Лужники «Уэмбли»)… Время было азартное, творческое, живое. И не случайно в такой обстановке четверо молодых архитекторов, работавших в бюро Альберта Шпеера (любимого архитектора фюрера) над созданием новой столицы Третьего Рейха, неожиданно для самих себя придумали ночное развлечение – играть на электрофицированных гитарах и барабанах странную музыку. Музыканты-дилетанты, не зная нот, они были свободны в своей фантазии и изобрели что-то абсолютно новое. Играли по ночам в своих просторных мастерских, втайне от всех. Пока наконец не позвали послушать их новую музыку свою подругу Лени Рифеншталь, а та, натура художественная, решила, что такая музыка может помочь донести до молодежи всего мира идеи новой Германии. Не долго думая, Лени посвятила в тайну архитекторов не больше – не меньше Гитлера, который проект оценил, дал кодовое название «Юбка. Der Rock», велел присвоить гриф строгой секретности и предоставить новаторам все условия для экспериментов, для того, чтобы создать музыку, которая завоюет весь мир…
Что было дальше, и почему рок-н-ролл родился все-таки не в Германии, я рассказывать не буду, потому что не хочу лишать крутой интриги и удовольствия того, кто прочитает роман «Юбка».Написанный простым языком, полный обаяния, юмора и неожиданных идей… Вполне зрелый роман для дебютного.
Интересно, что Нестеров, творческий человек ХХI века, не ограничился 270-ю страницами текста романа. Ведь он узнал «миллион фактов», которые при всем желании не смог разместить в книге. Дабы эта фактура не осталась за бортом, Олег выложил ее (все эти гитары-сковородки, макет стадиона в Нюрнберге и прочее!) на своем блоге в Livejournal. В сети Нестеров выложил также музыкальные треки немецких шлягеров довоенного времени, а также их переводы. Кроме того, вышел отдельным диском «Юбка» саундтрек с 12-ю песнями к роману…
Посетив Питер в минувший уикенд, Нестеров с группой «Мегаполис» дали два концерта в клубах, и по сути эти выступления стали презентацией романа «Юбка». Олег не только рассказывал о романе, но и продемонстрировал кинохронику довоенной Германии, фрагменты фильма Лени Рифеншталь, а потом вместе с музыкантами исполнил вживую несколько песен того времени.
Вкусив плоды писательского успеха (книжка издана тиражом 100 тысяч), Нестеров намерен писать и дальше. Но не печь романы как блины. Работа над «Юбкой» заняла пять лет. На новый роман, действие которого происходит в СССР в 1962 году (герои опять известные люди, хотя и не имеющие к музыке никакого отношения), Нестеров дает себе два-три года. Чтобы вновь погрузиться в ту своеобразную и почти забытую эпоху, перечитать десятки книг, заглянуть в архивы, в том числе секретные. Тем временем романом «Юбка» заинтересовались серьезные западноевропейские издатели, так он будет переведен на немецкий и английский языки. Начались также переговоры об экранизации «Юбки».
Михаил Садчиков
Фото автора
Фонтанка.ру
Олег Нестеров: «Рок-музыка была изобретена в довоенной Германии»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ