С начала этого года у нас в стране произошло уже три десятка этнических убийств – вдвое больше, чем за первые месяцы прошлого, и столько же, сколько убивали за весь 2004 или 2005 годы. В «передовиках» - Москва, Московская область, ну и наша Северная Пальмира. Об этой статистике рассказал Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека и по совместительству – член Общественной палаты.
Принадлежность к Общественной палате приучает мыслить по-государственному. А человек, мыслящий по-государственному, как-то незаметно для себя начинает мыслить немножко по-бюрократически. Может быть, отсюда происходят и советы, предлагаемые Александром Бродом: во-первых, «разработать приоритеты этнонациональной политики», а во-вторых, создать «компетентный орган исполнительной власти», который бы и проводил в жизнь эту самую «государственную этнонациональную политику». Иначе говоря, реставрировать Миннац и вооружить его толковой бумагой, разбитой на главы, разделы, подразделы, пункты «а», «б» и «в» - после чего убийства пойдут на убыль.
Между прочим, у нас в городе такая бумага давно есть и успешно воплощается в жизнь. Называется (в сокращенном виде) - Программа «Толерантность». Мы с вами сейчас, на случай если не знаете, переживаем второй этап воплощения этой Программы: «II этап (2007-2010 годы) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы...»
Не сердитесь, что оборвал фразу, но уж слишком долго ей еще предстоит тянуться – можно, пожалуй, и спятить. И ведь там, в Программе, еще множество других фраз, несущих проникновенные советы, предписания и наставления – изящные по форме и неоспоримые по содержанию, но существующие как-то совсем уж независимо от того, что происходит на улицах и в закоулках. То есть, в реальном мире, невидимой стеной отделенном от мира учреждений и программ.
Средний петербуржец, как и средний россиянин – человек, в основном, мирный и не злой, и когда на его глазах кого-то непохожего избивают или, тем более, убивают, он огорчается. Но несильно. И даже не всегда.
Вот, например, история, которая у всех на памяти – про Александра Кузнецова и Бахтишода Хайриллаева, убитого Кузнецовым, как сам он рассказал, за попытку изнасиловать его приемного сына. Хотя дело не особо ясное, хотя прошлое Кузнецова полно разных разностей, хотя сам убийца по совместительству – и единственный взрослый свидетель происшедшего, - но какой громогласный хор людей, и людей с положением, сразу же принялся восхвалять самосуд.
Кандидат в президенты Богданов обосновывал его с морально-политической точки зрения, отец Всеволод Чаплин – с религиозной, а наше городское Законодательное собрание – с психиатрической.
Помню, когда там принимали обращение к прокурору, чтобы не забыл освидетельствовать психику жертвы (в смысле – Кузнецова), в зале звучали бодрые голоса: смотрите, мол, какие мы все толерантные, никто ведь тут не придает этой трагедии какой-то там этнический оттенок. Даже и не намекает.
И в самом деле. Зачем намекать, когда и так все ясно? Один только вопрос: а если бы фамилия Кузнецова была Хайриллаев, а Хайриллаева – Кузнецов, неужели хоть один голос поднялся бы в оправдание самосуда? Наши общественные деятели отлично понимают, на чем можно заработать очки у широких масс, а на чем – никак нельзя.
Это вообще понимают все, кто чего-нибудь хочет от публики: денег, известности, просто доброго слова.
Забудем на минуту обо всех этих убийствах, обо всей этой крови. Поговорим о невинном. Точнее посмотрим. Посмотрим, например, популярнейший мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» - хорошо сделанный, очень смешной, всячески радующий детвору, а заодно и взрослых.
Кто там хорошие или хоть симпатичные – понятно. А кто несимпатичные? Часть из них заботливо снабжена этническими признаками. И благодарные зрители с младенческих лет учатся опознавать плохих: узкоглазых, с ломаным русским языком, пакостливых, да еще и трусливых. Изготовители картины – никакие не скинхеды, наоборот, они – самый что ни на есть мейнстрим, и сделали так, во-первых, потому что знают, чем понравиться публике, а во-вторых, потому что уверены: возражений не услышат.
Картина, повторю, вовсе не радикальная и не злобная по тону. Но направление мыслей понятно. И удобно для творческого развития. Вот дословная выдержка из рекламы компьютерной игры по мотивам того же «Добрыни»: «Окованная дубина споро ложит татар…». Кстати, а кого «ложат» герои компьютерных игр в республиках Татарстан и Башкортостан – уважаемых субъектах Российской Федерации?
Ксенофобия – это не курс наших властей, хотя от случая к случаю она без шва превращается и в курс властей. Но главное, что она – это воздух, которым дышат граждане нашей страны, от мала и до велика. И будут дышать дальше, пока сами не задумаются, тем ли дышат.
Во всех просвещенных странах в общественном мнении были и есть ксенофобы, были и есть противники ксенофобии. Перевес там давно уже на стороне противников. Но достигнут он не по циркуляру начальства, а в живой общественной борьбе.
Смеются над западной политкорректностью, которая мало-помалу доросла до «ксенофобии наоборот», до права на безнаказанность любой хулиганской банды, при условии, что она укомплектована мигрантами, и еще до многого прочего. Но перехлесты и заблуждения общественного мнения могут быть исправлены самим же общественным мнением. Если оно, конечно, существует. А у нас оно сейчас существует?
Почему наши суды присяжных всегда проваливаются на делах об этнических убийствах, даже и самых бесспорных? Только потому, что присяжные – люди с улицы и приносят с собой племенные предубеждения? Вряд ли главное в этом. Вряд ли главное даже в страхе перед шантажом маргиналов-экстремистов. И то, и другое могло бы быть преодолено, если бы присяжные чувствовали давление общественного мнения: разбирайте дело по правде, выносите правосудное решение!
Но общественного мнения-то у нас нынче почти и нет. Вместо него - манипулируемые массы. А у масс может быть что угодно – страхи, предрассудки, скрытый и открытый садизм, желание быть на стороне сильного – но только не собственная позиция, не убеждения.
Власти, которые столько сделали, чтобы наше общественное мнение деградировало до нынешнего своего состояния комнатной собачки, могут тешить себя строительством контор, выдающих на-гора канцелярскую толерантность. Настоящая нетерпимость к этнической ненависти может набрать силу только внизу, в борьбе живых гражданских объединений и только тогда, когда общественное мнение само станет силой.
Сергей Шелин,
фото "Интерпресс.ру".
Бесполезные советы
Написать комментарий
Сергей Шелин
Автор мненияПО ТЕМЕ
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Все статьи автора Станьте автором колонки