Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Странный день календаря

Странный день календаря

220

4 ноября страна отмечала День народного единства. Правда, «отмечала» - это, что называется, громко сказано. Миллионы равнодушных к политике и общественной жизни обывателей попросту получили три выходных дня. Неравнодушные были задействованы во всевозможных маршах протеста или же официозных акциях объединительного толка. Причем, как те, так и другие, похоже, плохо понимали смысл новой красной даты. Винить их в этом никак нельзя – ведь даже наше телевидение, судя по содержанию телепрограммы за 3-4 ноября, пребывало в идеологическом смятении.

День народного единства был введен два года назад взамен привычного для всех 7 ноября. За этот период власти, зацепившиеся в бесконечных поисках национальной идеи за обросший легендами и мифами подвиг Минина и Пожарского, так и не нашли способа доходчиво объяснить народонаселению, что же именно ему предстоит праздновать 4-го числа. Оно и не удивительно: маститые историки и те до сих пор спорят о событиях четырехсотлетней давности – Смутное время, понятное дело, никакой ясности и однозначности не предполагает.

Как отмечают социологи, большинство россиян не только не отмечает праздник 4 ноября, но даже не знает его точного названия. Зато за очередную мертворожденную дату цепко ухватились оппозиционные политические силы, устроившие по стране череду акций протеста против курса Кремля, а также националисты, решившие прививать любовь к соотечественникам с помощью маршей ненависти и лозунгов из серии «Россия для русских».

Адекватного идеологического хода в ответ на подобное проявление ярости благородной власти сделать не смогли. Скажу больше: когда на официальном сайте Дня народного единства читаешь о том, что 4 ноября «Наши» сошьют «одеяло дружбы», а в Петропавловске-Камчатском сварят 5 тонн ухи, невольно начинаешь сомневаться в психической вменяемости кремлевских пиар-технологов.

В замешательстве находятся и главные телеканалы. Им бы, по идее, следовало устроить в минувшие выходные дни массированный ура-патриотический обстрел массового сознания – запустить все три серии главного киношного лубка 90-х под названием «Любить по-русски», а в качестве тяжелой артиллерии бабахнуть «Сибирским цирюльником». Однако то ли за идеологию на ТВ нынче отвечают люди с юмором, то ли погоня за рейтингами окончательно отодвинула вопрос о патриотическом воздействии на второй план, но только основной груз пропагандистской работы в этот раз лег на блокбастеры и телесериалы.

Так, «Первый канал» на протяжении всего воскресного дня крутил нам «мыло» по мотивам произведений Б. Акунина: «Азазель», «Турецкий гамбит» и «Статский советник». Идейное наполнение телефильмов вопросов не вызывает. В каждой из экранизаций есть верный богу, царю и Отечеству русский Джеймс Бонд Эраст Фандорин, который в неравных битвах с многоликими врагами государства (от турков до террористов-народовольцев) зарабатывает себе седину в голову и заикание на язык. Вот только сам ход «Первого», решившего в несущий немалую идеологическую нагрузку день спрятаться за пестренькой ширмой развлекательной продукции и (если по сути) с головой броситься в эскапизм, достоин канала вроде «ТНТ». Это там могут на протяжении всего 12 июня, Дня России, показывать нон-стопом юмористическое шоу с Павлом Волей и Владимиром Турчинским. От «первой кнопки», всегда умудрявшейся сохранять почти советский дух казенщины и официоза, такого легкомыслия ожидать было никак нельзя.

Показанный на «НТВ» блокбастер «Волкодав» также можно со значительной натяжкой отнести к патриотической продукции: в фильме есть герой-воин славянского типа, рубающий налево и направо всякую нечисть. Впрочем, сомнительный языческий патриотизм этого фэнтэзи вряд ли способен оказать какое-либо значительное идейно-воспитательное воздействие на население. Народу просто было интересно: а на что они там в «первом русском блокбастере» умудрились угрохать пару десятков миллионов долларов?

Естественно, в нашей непрестанно требующей зрелищ стране, ни один официальный праздник не обходится без массовых развлекательных мероприятий. На сей раз каналом «Россия» был показан концерт Дмитрия Хворостовского. За это людям с ВГТРК можно сказать только спасибо – действительно достойного исполнителя, практически примирившего масскульт с культурой подлинной, слушать куда приятнее, чем любимую группу президента «Любэ».

Были у нашего телевидения и другие, едва заметные, попытки массового прививания населению патриотических настроений. Так, 4-го числа «Первый канал» провел премьеру весьма оригинального развлекательно-публицистического проекта «Мы живем в России» (или «Мульти-Россия»). В этом цикле анимированных роликов, созданном под руководством знаменитого мультипликатора Александра Татарского, зрителю в шутливой форме рассказывается о богатствах культурно-исторического наследия различных российских регионов. В роли ведущего-краеведа выступает пластилиновый медведь, говорящий голосом актера Владимира Назарова.

Не знаю, какой именно была логика авторов проекта, решивших сделать косолапого экскурсоводом по стране (очевидно, предельно элементарной – взять самого «русского» зверя), но только на деле мультяшный мишка, появившийся на экранах в год больших политических гонок, будет, скорее всего, прочно ассоциироваться с символикой одной из двух партий власти. Как вариант – напомнит наиболее прогрессивному сегменту телеаудитории про культовое «превед, медвед!». Впрочем, если учитывать продолжительность каждой серии «Мульти-России» (одна минута), все данные подробности становятся абсолютно излишними.

Собственно, на этом государственное ТВ решило унять свой пропагандистский пыл. Более того: оно даже отступило от намеченной «генеральной линии». Так, показанные «Россией» фильмы «Романовы. Венценосная семья» Глеба Панфилова и «Собачье сердце» Владимира Бортко никак не сочетались с основным идеологическим посылом Дня народного единства. Первая из названных картин должна была, судя по всему, сплотить нацию в истовом порыве раскаяния за свершенное девяносто лет назад цареубийство. Однако, во-первых, актуальность пафоса покаяния или же обличения преступлений режима навечно осталась в конце восьмидесятых, когда активно выпускались фильмы вроде «Софьи Петровны» или «Своего креста». Во-вторых, значительная часть населения, как представляется, просто не готова разделить переживания и сантименты режиссера Панфилова по поводу гибели семьи Николая II. Людям сложно понять, почему именно это политическое убийство возводится в ранг национальной катастрофы в стране, где убивали миллионы невинных.

Что до ленты Бортко, то здесь также не все гладко. Если отбросить священный трепет перед именем Булгакова, то повесть «Собачье сердце» явится нам «антипролетарским памфлетом», как назвал ее в одной из своих книг Эдуард Лимонов. Иначе говоря – экранизация этого произведения заведомо оскорбляет чувства людей, остающихся верными ценностям прежней эпохи. Какое же тут единство?

Впрочем, когда вечером 4 ноября новостные программы по двум главным каналам бодро отрапортовали нам о том, что за день по всей стране прошло около тысячи различных массовых мероприятий, все эти накладки и нестыковки уже и не вспоминались. Как говорится, взяли не качеством, а количеством.

Сергей Ильченко-мл.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях