Разгрузить границу поможет система электронного декларирования грузов. Многокилометровые очереди на таможенных пропускных пунктах являются давней проблемой как руководства Северо-западного таможенного управления, так и участников внешне-экономической деятельности.
По мнению нового начальника СЗТУ Михаила Прокофьева, частично улучшить ситуацию помогут информационно-досмотровые комплексы, хотя, по его же словам, ИДК могут увеличить пропускную способность таможни лишь на 5-10%. Участники ВЭД предлагают свои варианты решения проблемы.
В частности, с инициативой к руководству Федеральной таможенной службы (ФТС) обратился один из крупнейших таможенных брокеров России - компания «ХОРС», предложившая оборудовать в качестве эксперимента пограничный автомобильный переход на финско-российской границе (МАПП Торфяновка) системой электронного декларирования и сопровождения грузов.
О сути инициативы рассказал директор компании «ХОРС» Руслан Кисс.
- Что заставило вас писать письмо руководству таможни?
Прежде всего, общая существующая проблема – многокилометровые пробки из трейлеров на российских западных границах. Схожая ситуация сейчас на железной дороге, в морских портах. Огромные очереди у российских таможенных пунктов обсуждаются уже на международном уровне, к примеру, на недавней встрече президента РФ Владимира Путина с главой Финляндии Тарьей Халонен.
- В чем, по-вашему, главная причина гигантских очередей на российской границе? Может быть, таможня просто не справляется с растущим потоком импорта?
Импорт в Россию растет очень быстрыми темпами и это объективный факт. Но, прежде всего, дело в неэффективной системе работы российской таможни. Это признают все без исключения эксперты, как российские, так и зарубежные. Ведь у наших соседей очередей практически нет. Финны тратят на оформление одной фуры 38 секунд, а российские таможенники - больше 20 минут. Между тем, потери, которые несут участники внешнеэкономической деятельности, огромны: один час простоя фуры обходится российским компаниям в 150 евро.
- Как поможет решить эту проблему система электронного декларирования
грузов?
В нашем предложении к ФТС нет ничего особенного, по системе электронного декларирования грузов работает весь цивилизованный мир. В настоящее время из-за отличий оформления грузов наши таможенники дублируют документы в бумажном варианте. Такой порядок не только тормозит процесс прохождения границы, но и является базой для коррупции среди среднего и низшего звена работников ФТС, позволяет процветать «серым» схемам, ликвидировать которые никак не удается, несмотря на все заявления руководства. Но это не единственная проблема.
Сейчас более 10% всех грузов после прохождения таможни бесследно пропадает на российских дорогах. Наша компания обратилась к руководству ФТС с предложением опробовать в тестовом режиме на МАПП «Торфяновка» систему электронного сопровождения грузов. Небольшое электронное устройство, кстати, российской разработки, на базе GSM-GPS устанавливается на любое транспортное средство (автофургон, контейнер, железнодорожный вагон). С его помощью можно будет следить за перемещением таможенных грузов через спутник в любое время.
На центральный пульт ФТС поступает информация о местоположении груза, а в случае отклонения от маршрута или попытки вскрыть запорные устройства сработает сигнал тревоги. Стоимость одного такого модуля около 200 долларов. Может быть, дороговато, но это позволит добиться почти гарантированной сохранности и централизованно получать информацию о движении всех таможенных грузов в режиме реального времени по всей стране. Всё это значительно снизит расходы логистических компаний по страхованию и хранению таможенных грузов. В перспективе такая электронная система сопровождения грузов, названная нами «Позиционирование», в масштабах всей страны может стать одним из главных клиентов создаваемой российской системы ГЛОНАСС.
- Вы считаете, если принять на вооружение эту систему, то все проблемы
на таможне будут решены?
К сожалению, нет. Поэтому мы предложили ФТС также обсудить создание улавливающих тыловых терминалов для создания прозрачности перемещения и обеспечения сохранности грузов в портах, снижения затрат, связанных с хранением грузов в портах. Плюс так называемые разгрузочные терминалы вдоль границ, для ликвидации очередей на пограничных таможенных постах, создания прозрачной и понятной процедуры таможенного оформления и эффективного управления грузопотоками. В перспективе это приведет к
созданию единой мультимодальной транспортной структуры на европейской части РФ, удовлетворяющей темпам современного развития экономики РФ.
- Поясните механизм работы тыловых терминалов и разгрузочных терминалов
вдоль границ?
Это примерно то же самое, что перехватывающая автостоянка в городе, перегруженном автотранспортом. В Большом порту Санкт-Петербурга в месяц прибывает или убывает порядка 450 тыс. тонн различных грузов навалом и 140 тыс. контейнеров ежемесячно, территория порта с трудом позволяет перевалить такой объем, а грузопоток увеличивается. Порт работает из последних сил, снижается качество услуг.
Чтобы хоть как-то ускорить процес перевалки и разгрузить стивидорные мощности, порт идет на ужесточение условий: год назад контейнер бесплатно хранился 10 суток. Как правило, за это время удавалось провести таможенную очистку груза и вывезти его из порта. Сейчас порт предоставляет 5 суток бесплатного хранения, но если в течение 3 суток участник ВЭД не вывез контейнер с грузом, то бесплатные дни хранения обнуляются и уже с первых суток начисляется 40 долларов за сутки хранения, а с 9 дня все 80 долларов.
Вот на этом и построено наше предложение - разгрузить порт по принципу работы финских коллег, вынести хранение экспортно-импортных грузов с дорогой портовой территории на более дешевую. Чтобы груз привозился на причал в день отправки для дальнейшего таможенного оформления в день разгрузки судна. Сделав это еще 10 лет назад, финны снизили стоимость услуг по перевалке почти вдвое, в результате, даже на сегодняшний день, если везти груз из одной европейской точки до Москвы, например, через Санкт-Петербург и Финляндию одновременно, то через Финляндию получается и быстрее, и дешевле.
- Но, если последует положительный ответ, за чей счет будет происходить
переоборудование таможенных переходов?
Сейчас организацией и обустройством границы занимается специально созданное для этого федеральное Агентство, Указ о создании которого президент РФ недавно подписал. Если переоборудование таможенных пунктов будет производиться за счет бизнеса, а впоследствии будет передано на баланс создаваемого Агентства, думаю, это всех устроит.
- Если все ваши предложения будут реализованы, что это даст государству
в самое ближайшее время?
Как минимум, будет исполнено требование Президента РФ «о прекращении слияния в экстазе таможни и бизнеса», так как их взаимоотношения, благодаря современным технологиям, станут прозрачными и контролируемыми, независимо от того, на каком участке границы груз перемещается. Станут невозможными так называемые «серые схемы», резко снизится хищение грузов. Значительно уменьшатся расходы по обеспечению доставки грузов (страхование грузов, хранение таможенных грузов, банковские гарантии и прочие дополнительные финансовые инструменты), что, в свою очередь, скажется на цене товаров, в первую очередь, продовольствия.
- Есть ли подобные предложения от других компаний?
Лично я не слышал о таких предложениях, и тем более ни Минтранс, ни ФТС это сейчас не обсуждают. Но мы будем рады, если среди транспортных, складских, стивидорных, страховых компаний у нас появятся единомышленники. Самое парадоксальное, что года три назад в ФТС разрабатывалась система предварительного информирования, в которую наше предложение как нельзя лучше вписывается и в результате чего получается
полноценный продукт контроля и управления.
- Руслан Юрьевич, сейчас все чаще можно слышать о частно-государственном
партнерстве. Как Вы лично понимаете этот термин применительно к внешнеэкономической деятельности?
Я бы сформулировал это так: государство принимает законы, устанавливает понятные и прозрачные правила игры, предоставляя определенные права бизнесу и, разумеется, осуществляет контроль за исполнением этих законов. Чтобы самый обычный инспектор на таможенном посту понимал, что посажен государством на это место не для сбора дани, а оказания помощи участнику ВЭД в прохождении таможенной процедуры быстро и в соответствии с законом. Бизнес, в свою очередь, должен предлагать направление развития и помогать технологически. Не менее важный вклад бизнеса - это то, что принято называть предпринимательским талантом. Именно это сочетание может обеспечить прогресс и эффективное функционирование государственного управления на всей территории нашей страны.