«Эпидемии туберкулеза в Петербурге нет. Он «вспыхивает», когда возникает некая политическая ситуация, например, период выборов, и кто-то хочет создать хаос», - раскрыл низменные причины возникновения слухов о массовых заболеваниях в городе главный фтизиатр Петербурга Юрий Левашов. По его данным, в год регистрируется 34 случая заболевания на 100 тысяч постоянных жителей. Эпидемия – это когда 100 на 100 тысяч. О щепетильном отношении властей к «болезни революционеров» говорит сумма в 2 миллиарда 383 миллиона 200 тысяч рублей - столько город намерен выделить в целом на борьбу с туберкулезом.
«Эпидемии туберкулеза в Петербурге нет. Он «вспыхивает», когда возникает некая политическая ситуация, например, период выборов, и кто-то хочет создать хаос», - раскрыл низменные причины возникновения слухов о массовых заболеваниях в городе главный фтизиатр Петербурга Юрий Левашов. По его данным, в год регистрируется 34 случая заболевания на 100 тысяч постоянных жителей. Эпидемия – это когда 100 на 100 тысяч. Запас в 17 миллионов единиц лекарственных препаратов в закромах НИИ Фтизиопульмонологии позволяет лечить туберкулез бесплатно. Теперь медики намерены еще и спуститься «на дно»: мигрантам и бомжам больше не надо будет напрягаться и куда-то ехать – им планируется доставлять препараты «лично в руки». О щепетильном отношении властей к «болезни революционеров» говорит сумма в 2 миллиарда 383 миллиона 200 тысяч рублей - столько город намерен выделить в целом на борьбу с туберкулезом.
Данные Комздрава не удручают. Уровень заболеваемости туберкулезом в Петербурге падает. Так, по территориальному показателю (то есть из расчета постоянных жителей города) в 2006 году зарегистрировано 34 случая заболевания на 100 тысяч населения среди постоянных жителей (по стране аналогичный усредненный показатель составляет 68). За последние пять лет он снизился на 7,5 процента. Второй показатель, отражающий заболеваемость людей в местах лишения свободы, – выше: он составляет 40 случаев на 100 тысяч жителей (усредненный показатель по России – 83-87).
- В каком еще городе есть 17 крупных диспансеров? Лекарственные препараты для обеспечения амбулаторного и стационарного лечения выдаются бесплатно – их запас составляет около 17 миллионов, - рассказал Игорь Пятериченко, начальник управления по организации медицинской и санитарно-курортной помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению. По словам главного фтизиатра города Юрия Левашова, главврач городского противотуберкулезного диспансера Владимир Жемков даже отказывается от лекарственных препаратов от НИИ Фтизиопульмонологии – потому что часть препаратов остается неиспользованной.
Общий посыл Комздрава звучит как «мы не хуже»: заболеваемость и смертность от туберкулеза в Петербурге ниже, чем в среднем по стране, но выше, чем в городах социально продвинутых стран. В Ленинградской области ситуация критичнее: там нет ни одного областного стационара.
- На недавнем съезде директоров НИИ выяснилось: по эффективности использования высоких технологий из 13 крупных институтов – Санкт-Петербург на первом месте (на последнем – Москва), - говорит директор СПб НИИ Фтизиопульмонологии Юрий Левашов. – Однако Ленобласть – на предпоследнем. Из-за отсутствия своего стационара, курируем целую область только мы.
Однако медики не надевают розовые очки и понимают, что существует резервуар болезни. Об этом свидетельствует высокая детская смертность, показатель которой из года в год остается на прежнем уровне. Сегодня, по данным Комздрава, 25 процентов детей инфицированы, 50 процентов - инфицированы в подростковом возрасте. Однако, панику эти цифры вызывать не должны: только 5 процентов из инфицированных заболевают на самом деле.
- Среди взрослого населения смертность в 1999 году от туберкулеза составила - 7,5 человека на 100 тысяч, а в 2006-ом – 7,9 человека на 100 тысяч, - продолжает Юрий Левашов. - Младенческая смертность составляет 3,8 человека на сто тысяч населения. Значит что-то не так, значит кто-то их заражает.
Кто – известно. И ладно бы обыватели, не желающие пройти хотя бы раз в год флюорографию, так ведь мигранты и бомжи - основная головная боль медиков. От чумы, характерной для обитателей подвалов и тех, кого в России называют «низами общества», будут спасать навязчиво – бесплатно раздавать лекарства. Как – еще не разработали.
- 4 июня был поднят вопрос о выделении средств на лечение мигрантов, - говорит Юрий Левашов. - Деньги выдадут по 4 схемам (в зависимости от степени тяжести заболевания) - 11 702 рубля, 18 000 рублей, 220 тысяч рублей и 289 730 тысяч рублей. На базе туберкулезного диспансера в Центральном районе прорабатываем схему, как распространять лекарства и выдавать и мигрантам, и БОМЖам, чтобы не вынуждать их куда-то ехать. По личному поручению Валентины Матвиенко разрабатываем план необходимых мероприятий для профилактики и лечения туберкулеза. В целом, город намерен выделить сумму в 2 миллиарда 383 миллиона 200 тысяч рублей.
Вопрос о мигрантах не случайно выделен в отдельный блок. Он возник после серии разоблачительных статьей о центрах, которые за небольшую мзду выдают пачками справки «о здоровье», даже не глядя на пациентов. («Фонтанка» уже не раз писала об этом). Во избежание локальных вспышек Юрий Левашов самолично предлагал директору Некрасовского рынка обследовать продавцов рынка. Бесплатно. Но тот отказался. Значит – покупают, – делает вывод главный фтизиатр города.
- Более того, туберкулезом больна практически треть всех проводников. Бригады фирменных поездов не исключения, - подчеркивает он. - Когда мы ограничили число учреждений, выдающих справки, все заговорили – «для своих» сделали. Не в этом дело. Нельзя выдавать такие справки в каждой подворотне. Сейчас в Петербурге их могут выдать только 6 учреждений, и курирует и руководит всем Городская инфекционная больница имени С.П. Боткина. Да, мы заметили, что справок больше, чем они есть в этих учреждениях. Сейчас мы продумываем механизмы дополнительной защиты - голограммы, сквозную нумерацию.
Однако проблема номер один – отсутствие санитарного просвещения населения. Проблема туберкулеза не столько медицинского, сколько социального характера. В Комздраве не жеманничают - зэки, мигранты и бомжи увеличивают уровень заболевания «самой политизированной» болезнью. Поэтому план по внедрению лекарств в эту среду – обнадеживает.
Эвелина Барсегян,
Фонтанка.ру