Руководители служб безопасности крупнейших страховых компаний Петербурга заявили о том, что хотят увеличения круга лиц, имеющих доступ к базам данных по автомобилям «Федеральной информационной системы» (ФИС). Они даже предприняли попытку убедить в необходимости этого ГУВД. Это понятно: желание обладать доступом к гаишной базе у страховщиков сформировалось накануне вступления в силу поправок к закону об ОСАГО, обязывающих при расчете стоимости полиса изучать водительское прошлое сидящего за рулем, а не историю происшествий с транспортным средством. В ГИБДД озабоченность страховщиков разделяют, но удовлетворять интересы частных лиц в обладании закрытой информацией не спешат.
25 июня правительство РФ утвердило поправки в правила и тарифы ОСАГО, которые вводят в действие так называемую систему «бонус-малус», и в 10-х часлах августа они должны заработать в привязке к водителю. Это означает, что при смене автомобиля будет учитываться страховая история водителя: стоимость полиса будет выше для тех, кто оформлял ДТП, не зависимо от того, на каком автомобиле они были совершены. Новый порядок затронет всех автовладельцев – физлиц, заключающих договоры ОСАГО с ограниченным числом водителей, допущенных к управлению. Допускать к управлению своего автомобиля «аварийщиков» приобретающему ОСАГО становится невыгодно, поскольку при заключении договора будет применяться коэффициент, рассчитанный по страховой истории самого аварийного из водителей.
И для того, чтобы страховые компании могли оперативно обладать достоверной информацией, а не ждать ответов на свои запросы днями и неделями, их представители решились атаковать УГИБДД.
Собравшихся на совещание 2 августа страховщиков (а это 6 компаний - «РЕСО-Гарантия», «Русский Мир», «Регион», «Мегарусс», «Согласие» и «Рекон») возмущает, что база ФИС, стекающаяся в информационный центр из всех уголков страны и дающая достоверную и полную информацию по VIN номерам, всем ДТП, судимостях водителей, номерам полисов и т.д., не действует. По утверждению собравшихся, ее распространение даже среди оперативных служб сознательно тормозится, - если бы у каждого сотрудника ГИБДД был доступ к полной базе данных, то количество как страховых мошенничеств, так и угонов снизилось в разы.
Каждая компания ведет свой список подозрительных и мошеннических случаев и кулуарно обменивается данными с коллегами. При этом крупные компании зачастую брезгуют делиться с мелкими, а такая политика на руку мошенникам. Страховщики никогда не открывали данных о том, сколько «кидал» работают на преступном рынке подстава-ДТП-выплаты, но кулуарно признавались – случаев, когда пройдохи получают возмещение с одного ДТП с нескольких компаний очень много. В Российском Союзе страховщиков (РСА) база по ОСАГО делается уже который год, и до сих пор не объявлено сроков об ее окончании.
«Если в этой базе покопаться, то можно найти массу «клонов» машин с одинаковыми VIN номерами, но никого это не беспокоит», - удручен руководитель службы безопасности ОАО «Русский Мир» Анатолий Жбанов.
По утверждению одного из разработчика этой базы, попросившего корреспондента «Фонтанки» не раскрывать его имени, ФИС в полном объеме могут пользоваться до 100 тысяч человек, но на практике полный доступ к ней имеют лишь 1,5 тысячи.
Ратуя за расширенный доступ к самой мобильной и информационно насыщенной из всех баз правоохранительных органов, страховщики признают, что утечка ее данных к криминалу происходит регулярно.
Любой интересующийся темой помнит: порядка полутора лет назад в Петербурге впервые в продаже появились данные ФИС по городу и области, но база была неполной: она не содержала административной практики нарушений. Украсть такую базу, как утверждают специалисты, непросто: объем – гигантский, просто так на диск не скачать. Да и информация очень быстро меняется. (Кстати, в Москве такие базы появляются регулярно).
«Даже угонный 8 отдел главка не имеет полный доступ к этой базе, - возмущен Владимир Хомяков, директор по экономической безопасности компании «Регион». - Сейчас в день в Петербурге угоняют от 20 до 40 машин, распространение этой базы снизило бы автокражи в разы».
Но в УГИБДД не спешат навстречу: «Страховщики, конечно, хотели бы получить данную базу, но никто им ее не даст, она содержит сведения о гражданах, которые по закону нельзя передавать в коммерческие структуры, - отвечает Сергей Хранкевич, старший инспектор отдела пропаганды управления ГИБДД. – Обычно сотрудник ГАИ в подозрительных случаях по рации запрашивает дежурную часть: в угоне ли машина, прошла ли она техосмотр и прочее».
Хранкевич также отметил, что данная база аккумулирует сведения по Северо-Западу, но был не готов сказать, есть ли к ней доступ из других регионов.
СПРАВКА: Без подтверждения своего «безаварийного статуса», автовладелец при заключении договора ОСАГО теряет все свои бонусы за безаварийную езду. Те самые ежегодные 5% в год, которые суммируются у него начиная с июля 2003 года (времени вступления в силу Закона об ОСАГО). В итоге за десять лет, к 2013 году, можно рассчитывать получить максимальную - 50-процентную - скидку на полис за безаварийную езду, сообщает сайт ilovemoney.ru. Для «аварийных» водителей, наоборот, наступают не лучшие времена. Если водитель за год совершит два ДТП и при этом у него еще и небольшой водительский стаж, то следующий договор ОСАГО обойдется ему в два с половиной раза дороже.
Наталья Львова,
Георгий Карчик,
Фонтанка.ру
"ФИС вам, а не базу!"
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ