За несколько дней до выпускного бала петербургские школьники сдавали последний ЕГЭ по английскому языку. Корреспондент «Фонтанки», став общественным наблюдателем, «проник» в святая святых – на экзамен в гимназию № 168. На поверку оказалось, что сдать ЕГЭ по иностранному языку в школе гораздо сложнее, чем при поступлении в вуз. Там-то все понятно – определенный набор тем, для перевода текста словарь (если поступаешь не на иняз), грамматика. Школьник же вытаскивает «кота в мешке» - незнакомая школа, чужие люди, непонятные задания…
Все ребята приехали в гимназию из разных районов города - всего 64 человека из 5 школ. Паспорта, регистрация, пожелание удачи и… приглашение «на казнь». Получается как в детском стихотворении – «знак ГТО на груди у него, больше не знаем о нем ничего»... На ЕГЭ по английскому опаздывать нельзя, а мы стояли в холле школы и ждали – одна девушка задерживалась. Пришла она в начале одиннадцатого. Успела. Дело в том, что в 10 утра, после того, как все школьники расселись по кабинетам, начали читать инструкции, а сразу после этого стартовал и сам экзамен.
Первым идет аудирование – школьникам дают прослушать 28-минутную запись, и только потом дети начинают отвечать на вопросы теста. Во время прослушивания записи в кабинет входить нельзя, а это значит, что опоздавший ребенок может сразу проститься с 20-ю баллами – ответить на вопросы первой части он уже не успеет.
В принципе, каждый школьник имеет право отказаться от экзамена. Система такая – пять ЕГЭ являются обязательными, 6-ой - дополнительный. Набор экзаменов каждый выбирает самостоятельно: одному для поступления в вуз необходимо сдать биологию, другому, например, информатику.
Сразу после прослушивания кассеты возникли проблемы. Во-первых, она была достаточно плохого качества, некоторые слова было трудно разобрать, а в паузах неожиданно возникали другие записи. Во-вторых, через несколько минут к председателю пункта пришел один из дежурных – для ребенка не хватило бланка ответов. Пришлось в срочном порядке искать соответствующий пункт в правилах проведения ЕГЭ, школьнику заполнять другой бланк, а руководителю писать служебную записку. Для проведения ЕГЭ создано множество правил, и, не дай бог, кому-нибудь сделать что-то не так. От точности заполнения бланков, поведения преподавателей и наблюдателей в нештатных ситуациях зачастую зависит будущее выпускников.
Через час в штаб главы ЕГЭ снова пришли с вопросом. На сей раз оказалось, что письменная часть задания составлена, по мнению школьников, с ошибкой. Есть текст, дальше идут вопросы к нему, однако на некоторые из них ответов не найти. Получается, что либо ответы эти очень хорошо скрыты, либо… Согласно правилам, точность и правильность вопросов обжалованию не подлежит.
ЕГЭ по английскому даже технически очень сложен. Для устной части экзамена готовятся специальные аудитории, в которых стоит звукозаписывающая техника и микрофоны. Учитель не может ни помочь ребенку, ни подсказать ему – каждое слово записывается. После сдачи аудирования и письменной части экзамена у детей есть несколько минут, чтобы прийти в себя. Сегодня их отвели в «комнату ожидания» - столовую и по одному уводили готовиться к устному ответу.
В гимназию № 168 на ЕГЭ по английскому языку было приглашено 5 преподавателей-собеседников. И снова ни одного педагога этого учебного заведения – все из других районов. За 2 часа 10 минут до начала устной части ответственный преподаватель вскрыл секьюрипак, вытащил множество инструкций к экзамену и раздал их преподавателям. Позже были открыты пакеты с заданиями.
На подготовку к устной части ЕГЭ по английскому языку у школьников 6 минут. За это время, пожалуй, можно только успеть понять задание, да подготовить монолог. Учителя сегодня открыто говорили, что набрать максимальное количество баллов (20) за устный ответ мало кому удается. Между тем, по слухам, вчера задания были гораздо сложнее. Но, как говорится, хорошо там, где нас нет. Вместе со вскрытием секьюрипака с заданиями обнаружились и некоторые проблемы. Устный ответ состоит из двух частей- монолога школьника и диалога с преподавателем. Сегодня оказалось, что ответов преподавателя (они заранее прописаны) на возможные реплики ученика очень мало, а итоговая запись с ответом должна длиться 7,5 минут, останавливать и перематывать ее нельзя.
Экзамен начался в 10 утра, а закончиться по графику должен был в 16.10. Для учеников. А вот преподавателям уже завтра придется идти проверять устные ответы школьников. К 7.30 утра. И снова конвейер – одно прослушивание, обдумывание ответа, оценка, снова прослушивание, обдумывание… Только и здесь новый район и другие дети.
Справка: По данным комитета по образованию, в 2006 году было проведено 24 экзамена, три из них пробные – по русскому и английскому языку (иностранный школьники сдавали в два этапа).
Всего экзамен должны были сдавать 67 тысяч 261 человек, однако явилось лишь 60 тысяч человек. Во вторую волну, начавшуюся 17 июля, на экзамены не пришло порядка 35% школьников, к тому же около 50% абитуриентов, сдававших ЕГЭ, были из регионов.
Дети с ограниченными возможностями также сдают экзамен. В этом году ЕГЭ по русскому языку сдали 18 слабовидящих и 11 слепых детей (набрав в среднем 61,55 балла, несколько слепых ребят поступили в РГПУ имени Герцена).
Юным петербуржцам удалось набрать высокий балл по английскому языку, биологии и русскому. Средний балл по России – 50, а по английскому, например, петербуржцы в среднем набрали 65,7.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Фурсенко: Появление в интернете ответов по ЕГЭ – «мелкий вопрос»
«Дело о ЕГЭ»: скандал расширяется
В России не будут аннулированы результаты ЕГЭ по русскому языку
Выпускник одной из школ Ленинградской области выложил в Интернет результаты ЕГЭ
ЕГЭ изнутри
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ