«ПромАрт» - новый фильм телеканала «Россия» о промышленной архитектуре Петербурга - 15 мая стал поводом для обсуждения проблемы существования уникальных промышленных построек в северной столице вообще. Со времен Петра, «царя с молотом в руке», светские постройки в нашем городе соседствуют с промышленными. Петр больше времени проводил на верфях и в литейной, чем во дворцах. И эта уникальность Петербурга, по мнению многих известных архитекторов, пока недооценена. А можно было бы сделать её одной из туристических «фишек», ведь в Европе в места, покинутые промышленностью, неизменно приходит культура. Только инвесторы пока не понимают, чем они владеют, и предпочитают сравнять памятники с землей, а не думать, как приспособить их к новым задачам.
По мнению Маргариты Штиглиц, сопредседателя петербургского отделения ВООПИК, самые болевые точки можно разделить по временным периодам. Первый пласт недооцененной промышленной архитектуры - это начало индустриализации - 18-й и начало 19-го века. «Во-первых, это огромный завод в Сестрорецке и Ижорский завод. Если в Сестрорецке что-то делается, начинается цивилизованная работа по разработке бизнес-плана, концепции развития, то Ижорский завод в полуопустошенном виде. Это федеральный памятник, но, тем не менее, он приватизирован и расхватан разными владельцами. И каждый владелец в меру своих сил и понимания делает с этими уникальными корпусами все что хочет. А историческая часть Ижорского завода уникальна, про неё можно снять отдельный фильм», - отметила Маргарита Штиглиц.
Вторая часть интересных памятников принадлежит ко второй половине 19-го и началу 20-го века – это первые текстильные фабрики, которые возникли по берегам Невы и Обводного. Сейчас производственная жизнь оттуда уходит, а новой функции пока нет. Под большим вопросом судьба Невской бумажно-прядильной мануфактуры Штиглица. Жизнь там еще теплится, но уже разрабатываются очень опасные проекты полной и радикальной реконструкции этого комплекса. Газгольдеры – пустующие много лет постройки на Обводном. К счастью, стены у них двухметровой толщины и так легко не развалятся. «Этот комплекс мог бы великолепно использоваться, и был бы импульсом для возрождения всего района. Почему бы «Газпрому» не заняться именно газгольдерами, восстановить их, встроить в какой-то свой проект?», - считает глава петербургского ВООПИК. К этому же пласту промышленной культуры относится солодовня на Петровском острове. «Владельцы завода «Бавария» даже взрывчатку собирались заложить под эти здания. К счастью, не получилось, но на балансе города остается пустующий и никому не нужный памятник архитектуры», - рассказала Штиглиц.
Ну, и самая «больная» часть – архитектура периода авангарда. Тут и качество материалов ниже, и вообще она более уязвима. В первую очередь, речь идет о корпусах фабрики «Красное знамя», имеющих всемирную известность. И Юнеско, и другие серьезные международные организации говорят об интересе к этому объекту. «Инвесторы, которые получают этот комплекс, не понимают, чем владеют. Они думают, что там один региональный памятник есть, силовая станция – его можно оставить. А остальное снести. Но нужно сохранять весь комплекс. Под угрозой и завод «Красный Гвоздильщик» Якоба Чернихова. Когда в Петербурге вручали международную архитектурную премию, вся элита мировой архитектуры бегала не в Эрмитаж, а смотреть на Водонапорную башню этого завода. Потому что они это проходят на лекциях, и никогда не видели аналогов в реальности – только чертежи. А владельцы говорят – «что это вы нам поставили на учет?» Не понимая, что в будущем это здание может оказаться ценнее, чем вся их продукция. Надо штрафовать их за то, что здания разрушаются, ничего не используется, не развивается городская среда», - говорит Маргарита Штиглиц.
По утверждению заместителя Веры Дементьевой Бориса Кирикова, руководство КГИОП прекрасно понимает значимость современного наследия Петербурга. «Но наши полномочия определяются учетом. А учет - это список, который определяет, что является памятником, но он же определяет и что памятником не является», - объясняет Кириков.
«Мы в комитете делали специальный альбом о промышленной архитектуре Петербурга. Мы хотели показать её и ввести в этот мир петербургских чиновников, правительство Петербурга. В прошлом году, когда Вера Дементьева произносила свой доклад перед правительством, мы привезли около сотни экземпляров этого альбома и раздали. Нужно помогать тем, кто еще не вошел в этот мир, тем, от кого зависит его судьба, увидеть его красоту, экспрессию. В этой ситуации я бы, прежде всего, говорил о невоспитанности инвестора. Сейчас инвестиционная политика у нас почему-то в первую очередь означает «освободить территорию». Или освободить её вообще, физически, от всего. Или освободить от охранного обременения. Потому что если на территории есть памятник, то есть проблемы. Для этого делаются заказные экспертизы, и оказывается давление на наш комитет. Десять лет назад в Париже проходила конференция, где обсуждалась тема «Красного знамени», и один из наших видных чиновников сказал – «да зачем это все, не интересно, какая это ценность». Так, к сожалению, до сих пор думают многие. Инвесторы поражают дикостью и необразованностью», - говорил на обсуждения фильма Алексея Олиферука заместитель председателя КГИОП.
Александр Марголис, генеральный директор международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда и второй сопредседатель петербургского ВООПИК, сразу узнал в процитированном Борисом Кириковым чиновнике первого мэра Петербурга Анатолия Собчака и не согласился со специалистом из КГИОП.
«Не надо демонизировать инвесторов. Они такие же, как и все люди. С ними вполне можно и нужно работать, можно объяснять им ценность культурного наследия. С тем же Анатолием Собчаком вполне можно было спорить – по крайней мере, он дослушивал своего оппонента до конца. И многие из нынешних руководителей Газпрома, и других хозяев нашей жизни были в его окружении, и совсем не полные идиоты – им всё можно объяснить. Возможно, стоит отвезти Валентину Матвиенко в Манчестер или хотя бы в Тампере и показать, как промышленная архитектура при некотором воображении превращается в научные и культурные города без всяких «расчисток». На нашего губернатора часто неожиданным образом влияют визуальные впечатления. Возможно, и в Газпроме поймут, что все равно не угонятся за Шанхаем по количеству небоскребов – там их 240. Лучше сделать в городе что-то по-настоящему уникальное. Еще у нас есть пример Москвы, разрушенной в течение короткого времени без всяких бомбежек – оказалось, что для этого достаточно иметь много денег и мало разума. Будем говорить с ними, объяснять, показывать, - сказал Александр Марголис, и грустно заключил, – конечно, еще есть вариант встать цепью у каждого памятника, но боюсь что на все памятники, находящиеся под угрозой, нас уже не хватит».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Промышленное лицо культурной столицы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ