Президиум Верховного совета СССР 4 мая 1961 года определил наказание для советских граждан, уклоняющихся от труда и ведущих антиобщественный «паразитический» образ жизни. «Вредными элементами» признавались лица, занимающиеся проституцией, скупкой вещей у иностранцев с целью перепродажи, а также возглавляющие нелегальные религиозные секты.
Согласно действующей в тот период Конституции СССР 1936 года, труд признавался не правом, а «обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест». Поэтому тунеядцев решено было отправлять из городов в специальные поселения, а все нажитое нетрудовым путем подлежало конфискации.
Причем эти санкции считались мерой не уголовного наказания, а административного воздействия. Кроме суда, «общественный приговор» о выселении и конфискации могли принимать райисполкомы. Обвиненный в антиобщественном паразитическом образе жизни гражданин был лишен даже права на обжалование решения, тогда как такая возможность предоставлялась прокурору.
Подлежащие выселению лица направлялись в специально отведенные местности под конвоем. В поселениях для «вредного элемента» жизнь и труд отселенных контролировали специально создаваемые комендатуры.
В СССР обвиненным в тунеядстве присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятий). На жаргоне их именовали также «борзыми» (человек стойко не желающий работать). Таким «борзым» был поэт, лауреат Нобелевской премии Бродский, высланный на полтора года за тунеядство.
46 лет назад в СССР объявили беспощадную борьбу тунеядцам
ПО ТЕМЕ