Государственные и муниципальные служащие не смогут получать вознаграждения от иностранных или международных организаций. Преподавать или писать чиновники, судьи, депутаты и прокуроры смогут только для российских вузов или издательств. Это должно обезопасить Отечество от влияния «мировой буржуазии», но может поставить крест на международном сотрудничестве.
С 5 апреля государственные и муниципальные служащие всех рангов и званий не смогут получать вознаграждения от иностранных или международных организаций. Преподавать или писать чиновники, судьи, депутаты и прокуроры смогут только для российских вузов или издательств. Это должно обезопасить Отечество от влияния «мировой буржуазии», но может поставить крест на международном сотрудничестве.
В настоящее время оплата госслужащих регулируется 17 федеральными законами – о милиции, прокуратуре, статусе судей, военнослужащего и т.д. В большинство из них включена стандартная формулировка: чиновник не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Гонорар для агентов ЦРУ
Подписанный 2 марта федеральный закон вводит дополнительное ограничение. Никакая, даже творческая, деятельность (включая чтение лекций, исследования, написание книг или статей) не может «финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Эти меры приняты «в целях обеспечения безопасности государства и для устранения возможного конфликта интересов». Идея не лишена смысла: под видом гонораров за статьи или иные произведения, реальную стоимость которых оценить невозможно, иностранные компании могут оплачивать лоббирование чиновниками своих интересов. Это могут делать как российские, так и зарубежные организации. Видимо, разработчики закона (группа депутатов Госдумы) не видят особой опасности в том, что таким образом государственные служащие фактически легализуют взятки. Главное, чтобы они, в худшем случае, отстаивали интересы отечественных, а не западных взяткодателей.
С другой стороны, непонятна формулировка «исключительно за счет средств». Как тот же работник районной администрации, написавший статью для газеты «Метро», «ДП» или «Мой район» должен удостовериться, что гонорар ему заплатят не за счет шведских или норвежские учредителей этих изданий? Вознаграждение в любом случае будет получено от российского ООО или ЗАО, а определить, выплачена ли сумма за счет доходов от деятельности в России или ассигнований из-за рубежа - невозможно. Равно как сложно доказать, что вознаграждение преподавателю того же СПбГУ выплачено не за счет учащихся в университете иностранных студентов. Не секрет: гонорары за участие в коммерческих семинарах и издание книг дает многим служащим заметную прибавку к окладу, а чтение лекций в вузе повышает престиж.
Чиновники также не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих в России их структурных подразделений.
Творческий обмен
Новый закон может усложнить международный обмен. Например, только по программе Open World («Открытый мир»), финансируемой Конгрессом США, более тысячи российских судей прошли стажировку в американских судах. На руки судьи не получали ничего, кроме скромных командировочных (100-250 долларов). Однако стоимость перелета, проживания, питания и иные расходы включались в декларацию, которые российские участники программы обязаны были отправить в американскую налоговую службу. Считать ли это вознаграждением за творческую деятельность, профинансированную исключительно за счет средств США?
Правда, закон делает исключение – получать деньги и руководить иностранными НКО можно, если это прямо предусмотрено международным договором или российским законодательством. Конкретные примеры найти не удалось. Еще одно исключение сделано для государственных гражданских и муниципальных служащих – они с письменного разрешения руководителя соответствующего государственного органа вправе писать и преподавать на западные деньги.
Ограничения на получение побочных заработков установлены и за рубежом. Например, те же американские судьи имеют право заниматься преподавательской и авторской работой, но суммарный доход от внесудебной деятельности не должен превышать 15% зарплаты. Кроме того, Профессиональный кодекс указывает, что вознаграждение, выплачиваемое судье, например издателем, «не должно превышать разумную сумму, которое получило бы за ту же самую деятельность лицо, не являющееся судьей».
Павел Нетупский,
специально для «Фонтанка.ру»