Петербург надо основать заново. Известные в городе архитекторы, городские чиновники и представители петербургского парламента согласились с предложением директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который выдвинул идею постройки нового бизнес-города в окрестностях Петербурга. Там без опасений можно реализовать самые смелые архитектурные проекты.
Петербург надо основать заново – к такому мнению пришли участники круглого стола, посвященного проблеме сохранения исторического центра. Известные в городе архитекторы, городские чиновники и представители петербургского парламента согласились с предложением директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который вновь озвучил идею постройки нового бизнес-города в окрестностях Петербурга, где можно было бы реализовать самые смелые архитектурные проекты - без опасений нарушить священный ландшафт XIX века.
- Не я придумал идею нового Петербурга, я скорее вспомнил об этом в подходящий момент, - говорит Михаил Пиотровский. – Создалась такая ситуация, в которой мы должны не упустить последний шанс. Сейчас как будто бы есть крупные держатели денег, готовые платить только за то, что они будут иметь честь находиться в Петербурге. Именно так надо ставить вопрос, а не под тем углом, что мы им всем что-то должны.
И второе – есть интерес ведущих мировых архитекторов к Петербургу. Те, кто участвует в конкурсе по «Газпром-сити» - это действительно архитекторы мировой величины. Они все любят Петербург, со многими из них я лично знаком. Когда мы смотрим на их проекты, то очевидно, что они просто выкручиваются, чтобы как-то сгладить эти 300 метров.
Мы должны сделать все, чтобы эти архитекторы могли у нас нормально строить. Нужно предоставить им большой кусок земли, и пусть они все построят по одному зданию. Мы будем иметь потрясающий город, и не угробим при этом исторический Петербург.
Впрочем, строительство - это не единственная проблема. Петербург забит машинами, забит рекламой, в нем не хватает пространства. И сейчас такой момент, когда можно придумать этому альтернативу. Это будет сопротивление конструктивное, а не в духе «возьмемся за руки и не пустим», что вряд ли может помочь» - полагает Михаил Пиотровский.
По мнению директора Эрмитажа, собрать все проекты в духе «Газпром-сити» можно на территории будущей «Балтийской жемчужины», которую в настоящее время активно осваивают китайские инвесторы.
Собравшиеся восприняли слова Михаила Борисовича как руководство к действию и стали обсуждать возможные варианты. Олег Харченко, советник губернатора Санкт-Петербурга по архитектуре и градостроительству, отметил, что у такого бизнес-города должны быть две важные особенности – хорошая связь с историческим центром и многофункциональность, чтобы после окончания рабочего дня его территория не вымирала.
К территории «Балтийской жемчужины» бывший главный архитектор Петербурга добавил еще несколько наиболее удачных вариантов. Вариант номер один - это Васильевский остров и территория намыва. Тут будет и западный скоростной диаметр, и связь с портом и аэропортом, и в перспективе даже метро, которое можно дотянуть до этого района. Единственная сложность: на этой территории тоже есть высотные ограничения. Не 48 метров, а 160, но все же не те 300, которых жаждет «Газпром».
Второй вариант - это обширная территория за Варшавским вокзалом. И третий – въезд в город с Пулковского шоссе, где сейчас находится фирма «Лето» и мясокомбинат. Построенные там небоскребы могли бы стать визитной карточкой города для въезжающих в него гостей. Обсуждалась еще территория за Московским вокзалом, но, по мнению большинства специалистов, она недостаточна для такого проекта.
Любопытно, что поддерживают идею города-дублера и петербургские чиновники. На вопрос, «где строить офисы», Николай Константинов, первый зампредседателя комитета по транспорту, ответил: «где угодно, только не в центре». Заместитель председателя КГиОП Алексей Комлев еще раз подчеркнул, что конкурс «Газпром-сити» не согласован ни в одном из городских охранных и архитектурных учреждений. Но можно ли поручиться, что городское руководство не сдастся под напором инвесторов-миллиардеров, если вице-губернатор Петербурга Вахмистров вполне серьезно, после осмотра конкурсных вариантов «Газпром-сити», говорил о пересмотре высотного регламента?
Бывший руководитель КГиОП Николай Явейн, которого в 2003 году сменила на этом посту Вера Дементьева, призвал собравшихся не обольщаться. По его словам, если здание «Газпром-сити» будет построено, то его будет видно с любой улицы в историческом центре. Просто некоторые улицы «пострадают больше во время артобстрела». Здание Исаакиевского собора покажется маленьким домиком рядом с 300-метровым офисом «Газпрома». Все это можно легко увидеть на рисунках петербургских специалистов, почему-то не представленных на выставке проектов. И, конечно, «прозрачность», представленная на этой выставке, просто обман – дом такого размера не может быть прозрачным.
Борис Николащенко, начальник первой мастерской Бюро Генерального плана Санкт-Петербурга, напомнил, что во времена российской империи лишь храмы могли превышать высоту Эрмитажа. "Возможно, «Газпром-сити» - это храм какой-то новой религии, еще не известной нам, но уже ставшей государственной?" - предположил он.
Ситуация усугубляется тем, что возможностей у народа донести свое мнение до властей не так уж и много. На той же выставке проектов «Газпром-сити», как заметил заместитель директора НИИ «Спецреставрация» Михаил Мильчик, не представлена графа «против всех». Таким образом, голоса проголосовавших распределяются между шестью представленными вариантами. Как же донести свое мнение?
Депутат петербургского ЗакСа Михаил Амосов оценивает как маловероятную перспективу провести через нашу думу референдум или плебисцит – по его словам, большинство в парламенте тормозит все подобные предложения. В качестве варианта Амосов предложил сбор подписей и создание общественного объединения - для борьбы с агрессивными по отношению к городскому облику инвестиционными проектами.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Директор Эрмитажа против строительства «Газпром-сити»;
Регламент подгонят под «Газпром-сити»;
«Газпром-сити» хочет быть столбовой дворянкой;
«Газпром-сити» опустили