Крестовый поход против коррупции в автошколах провозгласила сегодня губернатор Валентина Матвиенко на заседании городского правительства. Принятая концепция обеспечения безопасности дорожного движения не дает ответов на вопрос: когда власти города наведут порядок на дорогах Петербурга.
То, что снижать уровень смертности на наших дорогах надо, было понятно всем присутствовавшим на заседании правительства. Целью концепции провозгласили достижение снижения количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий на 10% по сравнении со средним показателем по России. Документ определяет основные направления в работе по обеспечению безопасности дорожного движения (развитие системы одностороннего дорожного движения, организация и упорядочение парковок, ограничение въезда в цент Петербурга, приоритет общественного транспорта и т.д.). Обсуждение этого вопроса вызвало море эмоций.
Перед тем, как Смольный принял концепцию обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленную комитетом по транспорту, ответственные за ситуацию на дорогах чиновники услышали в свой адрес от губернатора массу нелициприятного. Пробки, большое количество ДТП, растущая кривая смертности в авариях, в том числе и детей – цифры озвученные главой комитета по транспорту Александром Дацюком, вызвали бурю возмущения у Валентины Матвиенко. Она потребовала от начальника УГИБДД Петербурга и Ленобласти Сергея Бугрова реальных решений, а он разводил руками, отвечая, что делает все, что позволяет ему законодательство.
В результате сошлись, что основную вину за сложившуюся ситуацию несут автошколы (их, кстати, в Петербурге 133), которые, по словам губернатора, «вместо того, чтобы учить, только собирают деньги».
Как заявила сегодня губернатор, «необходимо запретить все школы, которые вместо того, чтобы учить водителей, только собирают деньги». «Превратили школы по подготовке водителей в лавочки, где платишь деньги и получаешь права! – возмущалась Валентина Матвиенко. - Ситуация с каждым годом усугубляется! Медицинского освидетельствования будущие водители практически никакого не проходят, много случаев, когда права выдаются больным людям, что недопустимо. Запретить все школы, которые таким образом готовят водителей!»
Под каждым словом Матвиенко могут подписаться многие петербуржцы, которые в последние годы получали права. В частности, корреспондент «Фонтанки», получивший права два месяца, заплатил за них 4,5 тысячи. Столько стоил экзамен по вождению (автошкола+ГИБДД). Медсправка стоит около 300 рублей без посещения специалистов. Кстати, сами инструктора в школах не скрывают, что за те часы, которые по плану отводятся учащимся на приобретения навыков вождения, реально могут научиться лишь 5-10% пришедших. Остальные «обкатываются» на дорогах. А статистика аварийности всем известна. Понятно, что, если даже отучившийся на курсах не всегда готов к реалиям города, что же говорить о тех, кто, просто числясь в автошколе, за «умеренную плату» - около 9 тысяч получает права на дом.
Но наказать автошколы рублем или отлучением от рубля оказывается не так просто. Дело в том, что выдачей, а соответственно, и лишением лицензии занимаются подразделения министерства образования и науки. Для них, естественно, важно не то, как проходит процесс в школах, а наличие необходимых документов и техники. Поэтому сегодня губернатор практически обязала контролем школ комитет по транспорту вместе с ГИБДД.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» заместитель председателя комитета по транспорту администрации Петербурга Николай Константинов, это будет легче сделать, если будет существовать единый орган госвласти, ответственный за выполнение системы безопасности. Именно этот орган, создание которого заложено в принятой сегодня концепции, мог бы отслеживать то, как готовят водителей в автошколах, а самое главное заставить их нести ответственность за выпускников. Например, при желании можно отследить, сколько аварий совершили водители с годовым опытом вождения, и те, кто за рулем два-три года. А потом проанализировать - ученики каких школ наиболее отличились на дорогах.
- Сейчас вопросами безопасности в комплексе никто не занимается, - говорит Константинов. – То есть каждый палец существует отдельно, и в кулак их не сжать.
В предложенной концепции на подготовку системы управления заложено два года, но, по мнению губернатора, это слишком долгий срок, и она попросила комитет по транспорту ускорить процесс.
- Мы, конечно, можем за год сделать так, чтобы система заработала, - комментирует Константинов увеличение объемов работы. - Но полностью искоренить коррупцию это не сможет. Для решения этой проблемы потребуется много времени.
Еще об одной проблеме – взаимодействии с правоохранительными органами, в частности, ГИБДД, заместитель председателя говорит очень осторожно.
- Не секрет, что в Европе за безопасность на дороге отвечает министерство транспорта, а не полиция. У нас сейчас получается, что ГИБДД и МВД сами выступают с законодательной инициативой, а потом сами ее и проводят в жизнь. Соответственно, что они формируют закон под себя, и сами его потом контролируют. А надо, чтобы мы принимали закон, а они его потом исполняли.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру