Вопросы «автогражданки» продолжают оставаться весьма болезненными для наших граждан. Автовладельцы жалуются на высокую стоимость полисов ОСАГО, на то, что при ДТП до страховой компании не получается дозвониться, а если и получится, то приходится слишком долго ждать аварийного комиссара, у которого главная задача – занизить стоимость страховых выплат. Для того, чтобы решить хоть часть проблем, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) выступила с предложением отменить фиксированные тарифы на полисы ОСАГО. Однако страховщики Петербурга, теоретически поддержав эту идею, предложили реализовать ее«как-нибудь потом».
Напомним, что в августе глава ФАС Игорь Артемьев предложил с 2007 года узаконить право снижать цены на полис. По его мнению, 80% базовой ставки ОСАГО будут обеспечивать текущие выплаты и формирование резервов, а оставшиеся 20% являются прибылью страховщика, которую он может уменьшать по своему усмотрению.
Сейчас в России стоимость полисов устанавливает правительство, исходя из базовой ставки в 1980 рублей и поправочных коэффициентов. В условиях либерализации вначале государством будут установлены предельные уровни тарифов, их минимальный и максимальный размер. При этом базовые ставки останутся на прежнем уровне, а страховщики получат возможность корректировать на свое усмотрение коэффициенты к ним. Казалось бы, такое предложение должно было быть поддержано страховыми компаниями, так как возможность самим определять стоимость страховки позволит им привлечь больше клиентов, однако все крупные игроки на рынке автострахования очень жестко выступили против подобных нововведений.
Представители страховых компаний заявляют о том, что идея ФАС может привести к дестабилизации рынка автострахования и увеличению количества случаев мошенничества с «автогражданкой». «Либерализация цен на ОСАГО может привести к недобросовестной конкуренции со стороны фирм-однодневок и массовым отзывам лицензий неплатежеспособных страховщиков. Это ударит по Российскому союзу страховщиков (РСА), которому придется осуществлять страховые выплаты клиентам из собственных резервов. В итоге РСА будет вынужден повышать взносы страховщиков, что отразится на тарифах для граждан, поэтому предложение ФАС приведет не к снижению, а к удорожанию ставки страхования», - заметил начальник управления ОСАГО СК «Русский мир» Андрей Знаменский.
Действительно проблема мошенничества на рынке автострахования стоит очень остро. Неоднократно в СМИ появлялась информация о том, что страховой агент продал клиенту поддельный или похищенный полис. В памяти прошлогодний скандал с похищением бланков полисов ОСАГО у «Русской страховой компании», которые потом всплывали при оформлении ДТП. Также много полисов мошенники получали от разорившихся компаний. По данным РСА, счет таким полисам переваливает за десятки тысяч, поэтому опасения страховщиков вполне понятны.
Еще один аргумент, который приводят страховщики, – растущая убыточность рынка автострахования. «Как показывает опыт восточноевропейских стран, где обязательное автострахование была введено раньше, чем в России, максимальный уровень убыточности на этом рынке наступает через 4-5 лет после введения «автогражданки», поэтому сейчас изменения в сложившейся системе автострахования довольно рискованны», – отметил директор управления автострахования СК «Росгосстрах Северо-Запад» Дмитрий Синишев.
В целом, если послушать страховщиков, получается, что либерализация цен на ОСАГО приведет к коллапсу всей системы автострахования. Однако с этим не согласен председатель Петербургской и Ленинградской областной организации Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Троян. «Либерализация цен на ОСАГО – это очень полезное начинание, и мы его полностью поддерживаем. Все разговоры о возможном мошенничестве со стороны фирм однодневок – это на самом деле полная чушь. Как могут появиться такие фирмы, если на рынок автострахования их может пустить только РСА? В конце концов, если эта проблема действительно появится, можно ужесточить процедуру лицензирования таких фирм», – сказал Троян.
Также, по его словам, вызывают сомнение разговоры страховщиков об убыточности этого бизнеса. «Зачем тогда страховщики так рвутся на этот рынок? Посмотрите сами, по телевидению постоянно крутят рекламу призывающую купить «автогражданку» в той или иной страховой компании. Если это так не выгодно, кто им мешает уйти с рынка? Либерализация цен на ОСАГО просто ударит по монополии крупных страховых компаний, поэтому они и против», - считает Троян.
С другой стороны, опасения страховщиков по поводу возможного увеличения количества случаев мошенничества с полисами ОСАГО тоже не стоит сбрасывать со счетов. Поэтому наиболее правильным будет дальнейшее обсуждение этого вопроса с привлечением экспертов и общественности.
Антон Канарейкин,
Фонтанка.ру