Туроператоры будут нести экономическую ответственность перед клиентами. Это станет возможным после введения страхования гражданской ответственности туристической компании в пользу третьих лиц (то есть нас с вами) и финансовых гарантий. Об этом сообщает официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм).
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" внесен правительством РФ в Госдуму 8 сентября. Чтения по законопроекту еще не начались, но копии предложенных поправок разошлись по регионам. На местах должны ознакомится с вариантом будущего закона и высказать свое мнение в течение месяца.
Известно, что в результате введения банковских гарантий у российского туриста появляется реальная перспектива возместить нанесенный ему ущерб в суде или в досудебном порядке. Сегодня туроператоры отвечают перед приобретателем туристического продукта за достоверность информации, за порядок расчетов, за исполнение договора, но не за качество. Теперь ситуация должна измениться.
– В этом законопроекте нас не устраивает лишь его несвоевременность. Ведь работы в этом направлении надо было начинать гораздо раньше, – уверен директор по туризму фирмы «Ривьера» Александр Мысихин. – И предполагаемая сумма в 10 миллионов рублей обоснованна, мы готовы к создающейся системе финансовых гарантий. Более того, законопроект способен обеспечить государство ресурсом, с помощью которого оно сможет помочь российским гражданам, если в ходе путешествия за рубежом они окажутся в сложной ситуации. В ходе реализации поправок с рынка уйдут недобросовестные фирмы. Так что я – «за»!
Условия страхования, которые, надо признать, не четко прописаны в законопроекте, могут предусматривать максимальную премию в 5% от страховой суммы. Об этом свидетельствует опрос, проведенный РСТ среди страховых компаний. Несмотря на то, что законопроект не обеспечивает оперативной защиты потребителя за рубежом (например, в законе не отражено страхование жизни и здоровья, у туриста нет возможности предъявить и обосновать претензии к страховщику), эксперты от страхового рынка считают, что механизм применения гарантий реальный. Прописать все страховые риски в поправках к ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" невозможно – это предмет другого закона.
Однако директор департамента туризма фирмы «Нева» Мария Нистратова считает, что еще рано обсуждать и механизмы страхования, и финансовые гарантии, потому что законопроект «пустой»:
– К примеру, как вычислить процент, который «пойдет» на гарантии? – комментирует Мария Валерьевна. – В документе сказано, что это 10% от дохода фирмы за 12 месяцев. Хорошо, 10% от какого дохода, от общего, от туристической деятельности или от какой-то еще доходной статьи?
Поправки в закон уже имеют многочисленных оппонентов, которые считают, что предварительный расчет гарантий слишком велик: 10 миллионов рублей для фирм, обеспечивающим туры за границу и 1 миллион для фирм, работающих на внутреннем рынке.
– Это ужасно большие расходы, - возмущается генеральный директор петербургской туристической фирмы «Blue eyes» Елена Якконен. – Нашей компании будет тяжело. Я полагаю, что этот законопроект не пройдет, а если пройдет, то совсем в другом виде. На каком основании выбрана именно эта сумма – в 300 тысяч долларов? Чего этим добиваются власти, ведь малый бизнес просто не выдержит таких расходов? Да и по карману потребителя туристического продукта такие нововведения сразу ударят...
Сегодня, по данным РСТ, к малому и среднему бизнесу по численности штатных сотрудников можно отнести больше 95% всего отечественного турбизнеса. А это значит, что гарантийная система может стать непосильным бременем для бюджета предпринимателей. Не стоит забывать, что мало у каких фирм за городской чертой Москвы или Петербурга есть реальный годовой оборот в более 1-1,5 миллиона долларов. В результате на отечественном рынке могут остаться два-три десятка крупных фирм. Быть может, с точки зрения затрат на финансовое обслуживание гарантийных сумм, новые положения и не отразятся на стоимости услуг туроператоров, но предпосылки для монополизации налицо. А там, где начинается монополизм, кончаются права потребителей.
Вся надежда на благоразумие региональных властей, рассматривающих сейчас законопроект, и на активную позицию если не малого, то, по крайней мере, среднего бизнеса и крупных операторов по поиску компромисса по главным направлениям преобразований. То есть по суммам гарантий, по дифференциации их для фирм, специализирующихся на внешнем и внутреннем рынках; по сроку и порядку введения, и, главное, по самому механизму обеспечения гарантий и возмещения убытков в случае обоснованных претензий потребителей.
По мнению руководства РСТ, важно не затягивать юридическое оформление всех тонкостей в виде подзаконных актов, равно как и создание соответствующего банковского и страхового продукта. Иначе можно предположить, что возникнет ситуация цейтнота, который даст повод банкирам и страховщикам, пользуясь безвыходностью туристических фирм, поднять стоимость услуг по гарантиям и страхованию.
В Ростуризме считают, что законопроект не так уж плох, поскольку находится на стадии согласования, совершенствуется, и настроены на конструктивный разговор с представителями туристической отрасли. Подчеркивается, что фирмы, обладающие банковскими гарантиями, при желании могут быть внесены в единый федеральный реестр, обеспечив себе тем самым разностороннюю поддержку Ростуризма.
Справка:
По данным РСТ за 2005 год, даже из зарегистрированных на рынке туристических фирм 15-20 процентов работают недобросовестно, допуская различные нарушения. В самый разгар туристического сезона 2006 года 500 российских граждан пострадало от недобросовестности туристической фирмы «Лук-тур».
Оксана Прохорова,
Фонтанка.ру