С введения ОСАГО прошло 3 года. Страховщики уже пришли к осознанию своей ответственности, и выплаты по договорам растут из года в год, пропорционально росту увеличивающегося автопарка. Автовладельцы тоже осознали самое главное - свои права. Более того, из-за несовершенства законодательства стали ими злоупотреблять.
С введения ОСАГО прошло три года. Страховые компании уже пришли к осознанию своей ответственности, и выплаты по договорам растут из года в год, пропорционально росту увеличивающегося автопарка. Российские автовладельцы, в свою очередь, тоже осознали самое главное - свои права. Более того, из-за несовершенства законодательной базы стали активно ими злоупотреблять.
Этот вид страхования будет становиться все более и более убыточным, заявил президент Союза страховщиков Петербурга и СЗФО Андрй Сумбаров на круглом столе «ОСАГО: итоги трех лет, потенциал развития». За последнее время участились случаи «миграции» застрахованных лиц от одного страховщика к другому, после того как они попадали по своей вине в ДТП. Придя к новой страховой компании, клиент - нарушитель Правил дорожного движения скрывает факт аварии и тем самым уходит от реальной стоимости полиса. Из-за таких «перебежчиков» объем портфелей лидеров рынка страховых услуг колеблются от 7 до 10%.
Причем уличить «перебежчика» в обмане с первого-второго раза не так-то просто: в РФ до сих пор не сформирована единая клиентская база, по которой страховые компании могли бы познакомиться с «историей» человека. Необходимость такой базы понимают и игроки рынка страховых услуг, и представители законодательной власти, но когда такая информационная система сформируется – не знает никто.
Еще одним негативным фактором, тормозящим развитие цивилизованного рынка страховых услуг страны, является подкуп автовладельцами сотрудников органов правопорядка. Сумбаров рассказал, что в южных регионах существует тарифная сетка, где услуги нечистых на руку сотрудников ГИБДД по составлению ложной справки о ДТП стоят от 3000 тысяч рублей и выше. «У нас тоже это есть, - посетовал Сумбаров, - только случаи такие происходят реже, зато ставки в несколько раз выше».
Взаимоотношения органов Госавтоинспекции со страховыми компаниями тоже имеют довольно непростую историю в ряде регионов. Известно, что руководители страховых компаний Тверской, Нижегородской и Свердловской областей два года назад подавали коллективную жалобу в Генпрокуратуру РФ на начальников управлений ГИБДД. Блюстители порядка требовали от страховщиков выделения средств на финансирование контрольной деятельности своих управлений за соблюдением закона об ОСАГО.
Эксперты сходятся во мнении, что одним из способов борьбы с коррупцией в ГИБДД может стать принятие Европейского протокола. Он, в частности, предусматривает отказ от обязательного получения справки в Госавтоинспекции при каждом ДТП. В Европе вообще не принято вызывать полицию на место происшествия, если нет жертв и серьезных увечий у пострадавших. У нас же при любом варианте аварии уход с места события, не дождавшись сотрудников ГИБДД, грозит в лучшем случае штрафом от 1000 рублей, в худшем – судебным разбирательством.
Особенности национального рынка влияют на доходность страховых компаний, но, правда, не настолько сильно, чтобы провоцировать стопроцентную убыточность от страхования автогражданской ответственности. «Убытки по ОСАГО - нормальной ситуация, - прокомментировал Сумбаров. - Просто в нашей стране страховые компании понимают страхование автогражданской ответственности как бизнес; пытаются завлечь клиента всевозможными подарками, что вообще недопустимо. Их логика, должно быть, такова: половину подарим, половину украдем. Но это совершенно неправильный подход».
В Финляндии, например, страховые компании работают с минус 101-процентной прибылью. За рубежом страховщики, чтобы избежать банкротства, занимаются инвестированием привлеченных средств клиентов. Но в России, к сожалению, нет возможности компенсировать рост выплат инвестированием. Потому что в нашей стране перечень организаций, куда можно было бы вложить капиталы, весьма ограничен и не обеспечивает доходность из-за высоких темпов роста инфляции.
Единственная, спасительная возможность остаться для страховых компаний в ряде регионов страны – на законодательном уровне увеличить страховые взносы. Пересмотр тарифов, возможно, коснется тех регионов, где убыточность рынка страховых услуг достигла 100%. К счастью, местных автовладельцев в ближайшие годы подобные меры не затронут. Относительный прирост прибыли регионального рынка, по последним данным, составит 20-30%. Это не много, но уже и не мало. Дела местных страховщиков пойдут в гору, если законодательная власть на федеральном уровне примет необходимые поправки по созданию единой клиентской базы.
Если проанализировать результаты введения ОСАГО, то российские страховые компании за эти три года достигли не плохого уровня. К тому же Европа совершенствовала свою «автогражданку» пятьдесят лет, так что у нас все еще впереди.
Оксана Прохорова,
Фонтанка.ру