Власти решили всерьез взяться за транспортную ситуацию вокруг Большого морского порта Санкт-Петербурга. Вчера на заседании Совета по координации транспортной деятельности Валентина Матвиенко дала поручение в течение максимум трех недель представить план конкретных действий, которые позволят избавить Кировский район от множества грузовиков, ожидающих работы в порту. Сделать это предполагается с помощью организации особых стоянок на шоссе за пределами городской черты.
Обсуждение вопроса разгрузки района морского порта проходило весьма бурно: губернатор требовала конкретных действий, но в ответ звучали только слова. Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Андрей Карпов предложил внедрить в порту автоматизированную систему контроля допуска грузового транспорта на территорию города. Для этого на всех крупных магистралях за пределами КАД планируется оборудовать накопительные стоянки, где автотранспорт может находиться 24 часа в сутки, ожидая сообщения о том, что контейнер или другой товар готовы к погрузке. Ближе к порту Андрей Карпов предложил организовать малые накопительные стоянки, где транспорт может находиться не больше одного часа – непосредственно перед въездом на территорию терминала. То есть согласно этой концепции получается, что в городе будет находиться только тот грузовик, который в этот день заедет на терминал, получит груз и уедет. С точки зрения здравого смысла концепция хорошая – только вот из слов Андрея Карпова так и осталось непонятно, кто будет ее реализовывать. Предложение о том, что этим должен заниматься сам комитет по транспортно-транзитной политике совместно с КБДХ, администрациями районов и другими ведомствами губернатор отклонила сразу.
Затем Валентина Матвиенко обратила свой гнев на руководителей стивидорных компаний. «Вы бизнес делаете, а мы должны деньги тратить, – возмутилась Валентина Матвиенко, - это не наша проблема, это ваша проблема». Сама Валентина Матвиенко также предложила простой план действий: взять 5 гектар земли, заасфальтировать, поставить туалеты, пункты питания и контрольные пункты. Город, по словам губернатора, готов предложить территорию под стоянку. Только опять же осталось непонятным, кто будет заниматься ее обустройством, так как особого энтузиазма со стороны стивидорных компаний замечено не было. Кроме того, на территории порта работает несколько десятков стивидорных компаний, и если каждая из них будет создавать отдельную стоянку – смысла не будет.
Без устранения этой проблемы невозможно приступать к реализации концепции развития транспортно-логистического комплекса. Ее проект также обсуждали на заседании совета, а в ближайшее время она должна быть представлена на заседании городского правительства. Главная идея концепции – превратить город в дистрибутивно-логистический центр. Сейчас большинство грузов следует через Петербург транзитом, без какой-либо обработки, что значительно сокращает объемы поступлений в бюджет. При объеме рынка транспортно-логистических услуг Петербурга 5,1 миллиард долларов (20% от общероссийского) городской бюджет получил в прошлом году 4,860 миллиарда рублей налогов от всей транспортной отрасли. По словам Андрея Карпова, это очень мало, поэтому необходимо увеличивать число логистических операций, совершаемых с грузами на территории Петербурга, так как каждое действие приносит добавленную стоимость, а значит, и доход в бюджет. Парадокс заключается в том, что реализация стратегии увеличит потоки автотранспорта через порт, а следовательно, ситуация в районах вокруг него может только ухудшиться. Поэтому, говорит Андрей Карпов, необходимо увеличивать поток контейнеров, идущих через железную дорогу. Впрочем, основная ветка Октябрьской железной дороги уже загружена, так что концепция должна предусматривать и увеличение пропускной способности самой железной дороги.
Напомним, что буквально на прошлой неделе на заседании Морской коллегии при правительстве РФ Валентина Матвиенко подняла вопрос о том, что петербургский порт до сих пор не имеет официального названия, а его границы не оформлены юридически. И хотя процесс продолжается уже 4 года, постановление правительства по этому вопросу до сих пор не издано. Тогда министр обороны Сергей Иванов пообещал, что вопрос будет решен в ближайшее время. На территории морского порта работает 25-28 стивидорных компаний (из них 5 входят в группу ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»). ФГУ «Администрация морского порта Санкт-Петербург» занимается тем, что обеспечивает безопасность и организует судоходство в самом порту и на подходах к нему. Так что хозяев у порта много, а порядка обеспечить ни один из них не может.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру