«Вести себя по принципу «куда дуля - туда дым» - это не по мне», говорит Олег Скрипка, лидер группы «Вопли Видоплясова», приезжающей на гастроли в Петербург. В интервью нашему корреспонденту Скрипка говорил не только о творчестве, но и о русском языке, последствиях «оранжевой» революции на Украине и особенностях «капиталистическом тоталитаризма».
«Наш человек!» - именно так в России говорят люди, выходящие после концертов украинской группы «Вопли Видоплясова», про ее неизменного лидера Олега Скрипку. Между прочим, это по-настоящему народное звание (не путать со званием заслуженного артиста Украины, от которого Олег принципиально отказался) он несет уже два десятка лет кряду. То бишь с тех самых времен, когда авторитетнейший рок-критик Артемий Троицкий назвал «ВВ» «лучшей группой Советского Союза». Наш телефонный разговор с Олегом Скрипкой состоялся за неделю до приезда музыкантов «ВВ» в Питер. И поскольку Олег известен не только как «рок-ветеран», но и как человек с активной гражданской позицией, в процессе беседы мы коснулись не только музыки, но и большой политики, а также роли музыки в большой политике.
- Олег, я так понимаю, что в этом году «Вопли Видоплясова» будут отмечать свой юбилей. Вы ведь в 1986-м стартовали?
- В 1986-м мы встретились, но серьезно начали заниматься творчеством и репетировать только год спустя.
- В то время отечественная рок-музыка была на подъеме и в фаворе. Скажите, почему еще в советской Украине, где русскоговорящего населения было на порядок больше, вы запели на украинском? Попытка соригинальничать?
- Скорее здесь проявились такие этнические, чисто подсознательные вещи. Часть песен у нас была на украинском языке, еще какая-то часть на русском.
- То есть это не было заранее просчитанной фишкой?
- Нет, это был вполне естественный процесс. И кстати, публика с самого начала гораздо лучше реагировала именно на украинские песни. Скажем, потом, когда мы стали заниматься разработкой подобия стратегии и, в частности, принимать участие в разного рода акциях и совместных проектах, мы убедились, что идем правильной дорогой. К примеру, для проекта «Кинопробы» мы сделали три версии песни Виктора Цоя «Пачка сигарет» на трех языках – на русском, украинском и английском. Так вот в прямой конкурентной борьбе выиграла именно украинская версия.
- А как рано вы начали «заниматься стратегией»? Не секрет, что молодые команды поначалу о стратегии не задумываются вовсе.
- И правильно делают. Когда этим начинаешь заниматься, то чаще всего ничего хорошего для творчества это не приносит. Это как сороконожка, которая перед тем, как шагнуть, всякий раз думает о том, какой ногой куда наступить.
- Ваш переезд во Францию на фоне бешеного успеха и признания в Союзе – это тоже часть стратегии?
- Во Францию нас пригласили на волне так называемой «красной волны», которая в те годы была очень модной. А потом мы повлюблялись в француженок, переженились там. С другой стороны, это был вполне естественный процесс, поскольку здесь как раз наступили времена развала Союза и последовавшая за ними культурная разруха.
- Словом, вы банально пересидели смутные времена в относительно комфортных условиях?
- Ну да. Где-то так.
- Олег, у вас есть ностальгия по Советскому Союзу, по тем временам? Ваша новая программа «Булы деньки» - это не оттуда?
- Вот вы отлично упомянули время популярности нашей рок-музыки в конце восьмидесятых. Действительно, у меня есть ностальгия именно по этим временам. Не по Союзу, не по империи, а именно по тем временам.
Сейчас все, конечно же, по-другому. Сейчас строится новая тоталитарная система. Вернее, система эдакого капиталистического тоталитаризма. Так что, конечно, есть ностальгия по временам относительной свободы. В том числе свободы в творчестве.
- Про капиталистический тоталитаризм – это вы на нас намекаете?
- Почему же? У нас на Украине все то же самое.
- Двадцать лет – довольно солидный срок для группы, исповедующей, скажем так, неформатный рок. И на этом фоне довольно скромный багаж выпущенных альбомов.
- Ну, во-первых, до 1997 года мы альбомов вообще не записывали и занимались исключительно концертной деятельностью. Не потому, что не хотели, а просто не было соответствующих технической и финансовой возможностей.
А во-вторых, мы и сейчас не можем выпускать каждый год по одному альбому свежих песен, плюс по одной пластинке каких-нибудь ремиксов, плюс концертник и прочее. На нас ведь не работает вспомогательный коллектив аранжировщиков, авторов текстов, подтанцовщиков и т. д. Словом, в таком режиме мы не работаем, да и не хотим, если честно. Это скорее путь эстрады, путь попсы.
- Но ведь есть же прецеденты? К примеру, «Аквариум» до сих пор фактически каждый год выстреливает альбомом, а то и двумя. Да что «Аквариум» – даже старички из ROLLING STONES и те в своем творчестве все еще плодовиты как кошки.
- Ну что ж, значит, мы в этом плане более неповоротливы. Тупо делаем альбом раз в два года...
- Зная ваше негативное отношение к эстраде, тем не менее не могу не спросить: как это вас угораздило засветиться во всех этих новогодних телешабашах? «Золушка», «Вечера на хуторе близ Диканьки», Киркоров, Сердючка... Был такой грех?
- Каюсь, был.
- Это был сугубо отрицательный опыт?
- Наоборот, сугубо положительный.
- То есть вы изучали врага изнутри?
- Ну да, надо же все-таки как-то внедряться в сферу попсы. Именно что засылать своих агентов в стан врага.
- А ведь следующий продюсерский проект этой команды вам бы подошел больше. Я имею в виду ремейк пьесы «За двумя зайцами». Все ж таки там родная для вас литературная основа, украинский колорит и прочая.
- Так к тому времени они уже прочухались и поняли, что к чему. А поняв, скоренько выставили заслон и больше на телевидение уже не пускали. Да, и там, кстати, насколько я знаю, теперь платное участие.
- Это как?
- Не нам платят за работу, а, наоборот, это мы должны платить за возможность поучаствовать в шоу и прикоснуться, так сказать, к прекрасному.
- Сильно! Да, а вот еще такой момент: ходят слухи, что из всей нынешней российской эстрады вы особенно не любите тех ее представителей, которые во время известных событий на майдане пели на стороне «бело-голубых».
- Конечно, они ведь за деньги там пели. А я уважаю людей за идейность.
- Вы хотите сказать, что за «оранжевых» «Вопли Видоплясова» выступали бесплатно?
- Нет, мы тоже пели не бесплатно, хотя это были и не те суммы, которые платили российским артистам. Но при этом мы отдавали себе отчет, почему мы выступаем именно по эту, если угодно, сторону баррикад. То есть та самая идейность в то время у нас присутствовала.
- У вас нет ощущения, что ваши выступления на майдане, ваша активная гражданская позиция впоследствии обернулись во вред общему делу группы?
- В каком смысле?
- Былые сторонники «бело-голубых» нынче не саботируют ваши концерты?
- Да нет, в политические цацки мы, конечно, поигрались, но музыка при этом все равно осталась музыкой. Скажем, недавно мы выступали в Донецке, Днепропетровске, в Запорожье. Кстати, скоро снова туда поедем.
- Просто в какой-то момент складывалось впечатление, что ситуация на Украине развивается по-киплинговски: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись».
- Да бросьте! У нас эти люди, которые поддержали раскол и развал страны, теперь суперзвезды в политике. Они нормально устроились, и у них сейчас все хорошо.
- «Вопли Видоплясова» еще могут собрать стадион? Как в старые добрые времена?
- Стадион где?
- Да где угодно, хотя бы на родине.
- В Киеве могут. И вообще на Украине. Скорее всего, мы здесь как раз единственный рок-коллектив, который до сих пор способен собрать такую аудиторию. Нынче ведь главенствует и правит балом эстрада - что у вас, что у нас. А ведь, если вы помните, в восьмидесятых было не так - эстрада сидела в подполье и кусала локти от зависти к рокерам.
- И вот теперь «империя наносит ответный удар»?
- Да, есть такое дело.
- Как вы оцениваете, насколько у вас продвинутая публика? Знает ли она, к примеру, о происхождении названия группы? Сиречь читает ли она Достоевского?
- Я когда-то для себя пытался вести подобного рода статистику. Так вот: из тех людей, которые в принципе знают о существовании «ВВ», лишь 5-10 процентов следят за нашим творчеством очень пристально и знают все наши альбомы. В свою очередь из этих 5-10 процентов меньше половины осведомлены о первоисточнике, то есть знают, откуда идет название нашей группы.
- Получается, что не так уж и много.
- Да, но, к сожалению, сегодня это уже считается нормальным. К тому же это в какой-то степени является показателем элитарности и нашей группы, и нашей аудитории.
- Раз уж мы заговорили о литературе... Олег, можете подтвердить или опровергнуть слухи о гонениях на Украине на русский язык, на русскую литературу?
- Сейчас у нас идет большая пиар-кампания по гонениям русского языка. Но при этом налицо явная недостача украиноязычного культурного материала.
- То бишь получается, что в полном объеме заместить русскую культуру вроде как и нечем?
- Мы получили от бывшей власти очень страшное наследие, и Украина сейчас пытается выровнять эту ситуацию до уровня более-менее приемлемого баланса. И здесь наблюдается забавный парадокс: как мне кажется, в этой сфере мы могли бы много чему поучиться именно у России, которая в последнее время ведет достаточно мощную, я бы даже сказал агрессивную, культурную политику. В том числе политику патриотическую.
- Боюсь, что скорее псевдопатриотическую.
- Может, и так, вам у себя виднее. Но факт остается фактом: у вас в эфирах объем звучащей русской музыки сегодня может доходить до 95 процентов А у нас, если сканировать по эфирам, украинской музыки не более 10-15. С литературой еще хуже - на украинском печатается лишь 5-10 процентов книг. А если взять кино... У нас ведь выходят в прокат все без исключения ваши новые фильмы – «Девятая рота», «Дозоры». А вот своего кино практически нет. Что говорить, если киностудия имени Довженко в основном работает на российские сериалы.
- Зачем уж так мрачно? Вон совсем недавно вы со своим «Тарасом Бульбой» запустились.
- Так это же вроде российский проект?
- Не надо – у нас будет свой Бульба, российский, а у вас свой. В облике Жерара Депардье.
- Ну, значит, это французы в первую очередь постарались.
- А еще у вас был блокбастер «Мазепа». Кстати, эту киноверсию многие у нас здесь восприняли, мягко говоря, неоднозначно. Мол, опустили москалей.
- Честно говоря, я этот фильм не смотрел. Но сейчас ведь время такое – москали хохлов опускают, мы, соответственно, платим тем же. Я, кстати, могу в двух словах сказать, что об этом думаю.
Понимаете, в жизни каждого народа возникают такие объективные процессы, когда людям необходимо сгруппироваться вокруг общего врага. Такой враг находится естественным путем либо назначается. Так вот сегодня для России, как мне кажется, этот враг уже не американцы, а бывшие союзные республики. Понятно, что на этом фоне на Украине пытаются начать собственный объединительный процесс по формированию национального самосознания.
Словом, это очень печальный, но, к сожалению, объективный процесс. Именно отсюда идут все эти революции, газовые войны, демонстративные передергивания затворов и прочая. Конечно, пока все эти бензиновые и газовые реки будут течь и бурлить, никто здесь не станет их перекрывать и ставить глухую плотину. И кстати, слава Богу, что не станет.
- Я так понимаю, что творчество Олега Скрипки и «ВВ» есть один из тех ручейков, которые точат камень этой плотины?
- Конечно, мы же, как ни крути, объединяющий фактор. Тем более что мы – группа Советского Союза. Опять же кроме экономических взаимоотношений между Украиной и Россией не менее важны и связи культурные. В том числе такие, чтобы ни в коем случае не забыть ни Достоевского, ни Гоголя. И мы по мере сил своей скромной миссией пытаемся донести эту мысль и здесь, и там.
- Олег, вы не реализовали своего шанса воспользоваться плодами «оранжевой» революции. А ведь из вас мог бы получиться неплохой министр культуры. По крайней мере, не хуже, чем из Полада Бюль-Бюль-оглы в Азербайджане.
- В смысле покормиться у оранжевой кормушечки? Нет, конечно же нет. Тем более что если мы вспомним тех, кто кормился у кучмовской кормушки, то, в принципе, особой разницы сегодня не заметим. Ничего не меняется. А рассказывать людям какие-то политические сказки, вести себя по принципу «куда дуля - туда дым» - это не по мне.
- Я так понимаю, что ощущение разочарования есть?
- Ну, не то чтобы разочарования... Понимаете, сегодня на Украине мы имеем перманентную войну «цитрусовых» с «ультрамариновыми», но война эта, в принципе, позитивна. Потому что, пока существует такое противостояние, оно не позволит построить тоталитаризм.
- Если только война не закончится масштабной дракой «стенка на стенку», в ходе которой в живых останется только один.
- А вот этого очень не хотелось бы. Но украинцы вообще-то миролюбивый, можно даже сказать, патриархальный народ.
- А зачем тогда миролюбивому народу лезть в НАТО?
- Для нас в первую очередь это важно потому, что один из основополагающих принципов НАТО предусматривает целостность границ. То есть в том состоянии, в каком страна входит в блок, НАТО гарантирует ей нерушимость границ. А ведь мы сейчас теоретически имеем проблемы и с Румынией (остров Змеиный), и с Венгрией (у нас есть кусочек венгерской территории, оттяпанный после Второй мировой войны). Есть большие проблемы с Крымом, а также с Харьковской, Луганской и Донецкой областями.
- Ага, у вас проблемы с Луганской областью, а посему там на границе с Россией спешно начали рыть четырехсоткилометровый ров. А почему бы сразу не возвести малую китайскую стену?
- А кто роет ров?
- Как это кто? Если верить нашей прессе – вы. Формально: дабы пресечь потоки контрабанды с обеих сторон.
- Я думаю, что эта фишка из той же области, что и распускавшиеся российскими СМИ слухи о том, что при режиме Ющенко вся территория Донецкой области будет окружена колючей проволокой...
- Олег, дайте какой-нибудь совет нашим читателям.
- Мы все с вами сегодня живем в информационном обществе. Информационные технологии чрезмерно развиты, и очень многие на этом фоне с удовольствием готовы запустить свои информационные ручки в наши мозги. И я бы советовал людям в наши дни более тщательно заниматься отслеживанием информации, поступающей в наши головы извне. В первую очередь, определить для себя несколько разных источников информации: к примеру, в обязательном порядке слушать новости от Би-би-си, затем от центральных каналов, а потом от других, желательно альтернативных, источников. И лишь после этого вычислять для самого себя нечто более-менее среднее. Здесь должен действовать принцип, схожий с GPS-навигацией: вы ориентируетесь по трем спутникам, которые по вашему запросу посылают вам сигнал в виде трех лучей. И вот в месте пересечения этих лучей находится точка, которая примерно соответствует вашим координатам. Так же и здесь. Хотя бы по трем, но обязательно разным источникам информации ты уже можешь хоть как-то ориентироваться в окружающем информационном пространстве.
Игорь Шушарин,
Полный текст материала читайте в газете «Ваш Тайный Советник» за 15.05.06