Сегодня в Российском этнографическом музее открывается выставка, посвященная пиву, - «Живая вода». Как сообщает «Фонтанке» пресс-служба музея, посетителям будет представлена культура употребления напитка, его ритуальные функции и мифология, а также процесс приготовления.
В традиционной культуре место приготовления общинного пива носило сакральный характер и располагалось в особом месте - у храма, на краю селения, на вершине холма, на берегу реки. В самом процессе приготовления пива особое место занимают операции по его «оживлениию».
Различные стадии готовности пива имели самостоятельные символические значения: сусло как неготовое, «неживое» пиво, без хмеля, являлось угощением преимущественно для невесты и девушек до свадебного дня, а само пиво как законченный продукт связывалось с идеей зрелости, замужества, поэтому и употреблялось оно, как правило, только мужчинами и замужними женщинами.
В традиционной культуре, приготовление пива, как правило, указывало на чьё-то скорое замужество, и выражение «заварить пиво» означало, что начались свадебные приготовления.
Вместе с тем растение, являющееся важнейшим компонентом пива, - хмель - в мифологических представлениях имеет дьявольскую природу. В легендах "нечистота" хмеля объясняется тем, что он произрастает из тела погребённой блудницы, а в апокрифе, повествующем о строительстве Ковчега, дьявол знакомит жену Ноя с хмельной травой для того, чтобы она напоила мужа пивом и выведала тайну строительства Ковчега.