Официально в 2005 году в СЗФО от наркотиков погибло почти полторы тысячи человек. Реально – в несколько раз больше. Согласно федеральной программе, число наркозависимых в России к 2009 году должно быть сокращено на миллион человек. Как это сделать? Есть опасения, что пока власть думает, этот миллион просто вымрет.
В прошлом году в Северо-Западном федеральном округе от наркотиков погибло почти полторы тысячи человек, почти полторы сотни из них – несовершеннолетние. Это официальная статистика. Реальная – в несколько раз больше. О профилактике наркомании вновь говорили сегодня на круглом столе в «Росбалте» представители Госнаркоконтроля, законодательной и исполнительной власти. Пришли к выводу: не хватает координации действий.
По словам заместителя руководителя УФСНК по СЗФО Николая Седых, почти 80 процентов мер по профилактике наркомании лежит на субъектах федерации, на что выделяется почти 80 процентов средств, заложенных в федеральную программу по борьбе с этим злом. Поэтому представители госнаркоконтроля ждут от исполнительной власти действенных мер. Но власти, похоже, не везде к ним готовы. Седых заявил, что большинство программ по противодействию наркомании, принимаемых в субъектах, противоречат федеральной программе. А местное самоуправление не может вступать в борьбу, так как не имеет на то полномочий. Хотя как раз на местном уровне и должна проходить первичная профилактика наркомании. О том, что в регионах есть проблемы, Седых показал на примере Ленобласти, которая в регионе занимает одно из первых мест в числе неблагополучных. «Недавно в области, - рассказывает представитель УФСНК, - мы задержали несколько партий «синтетики», значит, проблема есть...Но в области даже целевая антинаркотическая программа не принята...»
В Петербурге такая программа есть. Уже третья по счету. Первая была принята еще в 1995 году и тогда, как говорит депутат ЗакСа Наталия Евдокимова, «мы были впереди планеты всей». Но, по словам той же Евдокимовой, качественно все эти программы мало чем отличаются друг от друга. И главная беда – недостаточная координация действий различных ведомств, каждое из которых имеет свою подпрограмму. В общем, все борются с наркотиками, а толку в результате нет. Потому что каждый тянет одеяло на себя. Здравоохранение считает, что нужно больше центров первичной реабилитации, где снимают ломки. Соцработники полагают, что надо больше денег тратить на работу с семьями, педагоги – на профилактические меры в школе. В результате не получается взять и довести наркомана до нормальной жизни – с момента снятия ломки до устройства на учебу или на работу. Эффективность первых двух программ в городе оценивали по трате денег – раз деньги, выделенные на те или иные мероприятия, израсходованы, то и программа работает. А имели ли эти мероприятия реальную отдачу, никто не задумывался. Доходило до трагикомичных случаев. Один из таких был вскрыт при проверке комитета по физкультуре и спорту контрольно-счетной палатой. Комитет потратил часть выделенных средств на закупку «навороченных» футбольных ворот, полагая, что игра отвлечет молодежь от улицы. А потом эти ворота еще и затерялись... Вот такой «эффект».
Ряд борцов с наркоманией вообще считает, что исполнительная власть не должна сама придумывать программы, а тем более, сама себя контролировать. Планку ставить должна либо законодательная власть, либо (при разработке местных программ) непосредственно те руководители, на чьей подведомственной территории будет реализовываться программа. Эффективность таких мер доказывали на примере районов Ленобласти. Допустим, во Всеволожском районе зарегистрировано 500 наркоманов. Чтобы через несколько лет их число сократилось, например, на 50, надо что-то делать. Возможно, надо просто взять эти полсотни больных и отправить на реабилитацию в другой район, потратив деньги на это, а не на то, чтобы построить в районе несколько своих реабилитационных центров. В целом же, согласно федеральной антинаркотической программе, в России число наркозависимых к 2009 году должно быть сокращено на миллион человек. Вот и думай, власть, как это сделать. Только вот есть опасения, что пока власть думает, этот миллион просто вымрет.
Светлана Борисова
Фонтанка.ру