Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Орловский тоннель - пойдешь направо, пойдешь налево

Орловский тоннель - пойдешь направо, пойдешь налево

785

Несмотря на то, что идея строительства Орловского тоннеля обсуждается уже не одно десятилетие, до сих пор не определено, каким способом он будет проложен. Переплетение интересов владельцев земельных участков и сетей на предполагаемых местах выхода магистрали может и затянуть, и поднять цену объекта.

Определиться с тем, каким способом прокладывать Орловский тоннель под Невой, в Смольном могут уже в течение ближайших двух недель. 7 октября государственная комиссия вскрыла конверты с заявками от желающих принять участие в конкурсе на подготовку технико-экономического обоснования проекта строительства тоннеля. Одновременно конкурс должен дать ответ, пожалуй, на главный вопрос - какой способ из трех - «щитом», «сухим доком» или с помощью т. н. «наплавных секций» - будет использоваться. Ясности относительно того, как лучше реализовать масштабную задумку, в Смольном пока нет. В том числе и потому, что любой из способов неизбежно грозит затронуть чьи-то конкретные интересы. В том числе, и интересы весьма высокопоставленных смольнинских чиновников.

Рыть или не рыть?

Несмотря на то, что идея строительства Орловского тоннеля обсуждается уже не одно десятилетие, первые предметные разговоры о том, как ее реализовать начались только в этом году. Летом на заседании технического совета специально собранная комиссия, в которую, кстати, вошли и представители потенциального инвестора, рассмотрев все возможные варианты, подтвердила решение, которое неофициально было принято в Смольном еще весной - тоннель необходимо прокладывать закрытым глубинным методом, то есть, «щитом».

Для этого имелись весьма веские основания. Так, немецкая компания «Херенгкнехт Тоннель Сервис» даже предлагала уже имеющийся у нее щит. Правда, за то, что компания его предоставит, она рассчитывала получить право на строительство тоннеля. Планировалось, что впоследствии оно будет переуступлено французской компании – «Винчи», имеющей серьезные связи на федеральном и городском уровне.

Между тем, ранее конкурс на выбор подрядчика, который занялся бы проектированием, провалился. И было бы странно, если бы все произошло иначе – ведь, даже объявив конкурс, в Смольном еще не определились, как разобраться с приоритетами всех задействованных в этой истории интересантов.

Дело в том, что если бы тоннель лег под Невой «сухим доком», то вышел бы на сушу как раз на территории находящегося поблизости от Смольного психоневрологического интерната (которая уже отдана известной строительной компании). Зато если построить тоннель «щитом», то он выйдет в створе Пискаревского проспекта на Свердловскую набережную, где территории уже отданы под строительство городскими властями или выкуплены частными инвесторами. Один из этих участков еще в 2002-м году через инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК) получила компания «Невский синдикат», которая уже подготовила рабочую документацию и приступила к строительству нулевого цикла. Компанией также уже частично выполнена инвестиционная программа по расселению предназначенных под снос домов и даже вбиты бетонные сваи длиной 28 метров в основание будущего жилого комплекса. Эксперты уверенно заявляют, что «щит», который должен пройти как раз в этом месте, эти сваи не «возьмет».

Но есть и еще одна деталь. В створе Пискаревского проспекта «Водоканал» за 5 миллионов долларов проложил магистральный коллектор, который пока не запущен и, если тоннель пройдет «щитом», не будет запущен никогда. Кстати, этот объект «Водоканала» вообще не был никем учтен.

Конкурс откроет истину?

Между тем, планы некоторых влиятельных персон и компаний, особенно заинтересованных в появлении под Невой «щита», неожиданно сорвала Валентина Матвиенко. Весной она вдруг заявила, что город должен приобрести щит на собственные деньги. А в сентябре стало ясно, что в Смольном вообще засомневались в том, что тоннель необходимо строить с помощью прокладки щитом. На специальном совещании с участием губернатора было решено продлить сроки конкурса и внести изменения в конкурсное задание.

Согласно новым требованиям, от конкурсантов потребовали представить технико-экономическое обоснование сразу двух способов прокладки будущего тоннеля – «щитом» (глубокое залегание) и еще один на их выбор: либо методом так называемого «сухого дока» (мелкое залегание), либо с помощью «наплавных секций».

Через ближайшие полмесяца конкурсная комиссия определит, кто из участников выполнил задание лучше, далее свой вердикт должны будут вынести независимые эксперты. На это уйдет еще примерно две недели. А потом петербуржцы, возможно, и узнают, как же все-таки будет проложен Орловский тоннель – «щитом» или «сухим доком». Именно два этих варианта, как считают эксперты, являются наиболее приоритетными. За них и идет борьба между потенциальными подрядчиками и теми, кто их поддерживает.

Цена вопроса высока – по приблизительным подсчетам самый дорогой «щитовой» вариант строительства Орловского тоннеля может обойтись в сумму около 13 миллиардов рублей (длина 1600 метров), а тот, что подешевле («сухой док») – в 6-7 миллиардов (длина 600 метров). Предполагаемым инвестором может выступить дочерняя компания АФК «Система» - «Система Галс»,- которая занимается проектами в области недвижимости. Как заявляют некоторые эксперты, именно инвестор настаивает на том, чтобы проект реализовывался самым дорогим способом. Вот только что получит от этого город?

Окупить через 40 лет

«Согласно нормативам, если Орловский тоннель будет построен «щитом», то ежегодно город будет тратить на его содержание около 1,3 миллиарда рублей, - считает Кирилл Иванов, директор Ассоциации «Дормост», объединяющей проектные и строительные предприятия дорожно-мостового комплекса Петербурга. - Между тем, на эти деньги можно построить несколько дорожных развязок. Зато тоннель, проложенный открытым способом, будет стоить и ежегодно обходиться городу значительно дешевле. Кроме того, «щитовой» вариант, по мнению транспортных строителей, является более опасным, учитывая геологические условия Петербурга, он не до конца доработан и требует дополнительной экспертизы. На мой взгляд, лучший вариант финансирования такого объекта – средства из федерального инвестиционного фонда. Тем более, что привлечение таких средств позволит городу быть свободным в выборе окончательного решения относительно того, каким способом осуществлять строительство тоннеля, и, в конечном счете, получить удобный и практичный с точки зрения технических характеристик транспортный переход».

Эксперты подсчитали, что если плата за проезд по будущему тоннелю с одного автомобиля составит 10-15 рублей, то при предполагаемом трафике в 60 тысяч автомобилей в сутки проект окупится инвестору примерно через 40 лет. В Смольном же утверждают, что это удастся сделать за 8-9 лет.

Между тем, главный инженер ОАО «Ленметрогипротранс» (компания подала заявку на участие в конкурсе и считается наиболее вероятным его победителем) Александр Салан, который является защитником глубокого, «щитового» способа прокладки тоннеля, считает, что строительство его открытым способом может привести к печальным последствиям для экологии города.

По его словам, если ранее открытый метод и являлся наиболее предпочтительным при выборе способа строительства, то это происходило лишь из-за отсутствия необходимого щитового оборудования. По словам Салана, современные механизированные комплексы применяются там, где обычные методы строительства возможны лишь после закрепления слабых или водонасыщенных грунтов, но это может очень дорого стоить. «Не случайно при ликвидации «размыва» на перегоне «Лесная» – «Площадь Мужества» использовался именно щит, - пояснил главный инженер. - Насколько мне известно, все аварии на строительстве ленинградского метро случались именно на участках, пройденных немеханизированными отечественными устройствами либо в открытом котловане».

Предполагается, что результаты работы победителя конкурса должна оценить еще и вневедомственная экспертиза Росстроя, заключение которой в Смольном рассчитывают получить в январе 2006-го года. А в начале февраля городское правительство уже собирается принять постановление о проектировании и строительстве Орловского тоннеля. Как заявил в сентябре этого года вице-губернатор Александр Вахмистров, разработка стадии «проект» должна завершиться к августу 2006-го года, а рабочее движение по уже построенному тоннелю открыться в 2008-м году.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях