Пивовары собираются увеличить годовое потребление пива в России с 58 до 65 литров на душу населения. А вот воду можно экспортировать: ее цена на мировом рынке в два раза превышает цену сырой нефти. Проблемы и перспективы «питьевых» индустрий обсуждают в «Ленэкспо».
Пивная индустрия планирует довести годовое потребление пива в России с 58 литров на душу населения (официальная цифра на сегодня) до 65. С таким заявлением выступил заведующий отделом интенсификации производств пивоварения ВНИИ ПБ и ВП Константин Кобелев на открытии в «Ленэкспо» ХII Международной специализированной выставки пива, безалкогольных напитков, сырья и оборудования «Индустрия пива и напитков. Пивной аукцион».
По словам Кобелева, на пути к этой цели периодически возникают препятствия. Например, недавние попытки законодателей запретить распитие пива на улицах. Но пока пивоварам удается преодолевать эти преграды. Индустрия прирастает за счет строительства и запуска новых заводов и солодовен, и за 2004 год объемы производства превысили 842 миллиона литров (рост с 2000 года составил 63 процентов). Кроме того, в стране действует целевая программа Министерства сельского хозяйства «Пивоваренный ячмень России», благодаря которой активно увеличиваются объемы выращивания ярового ячменя. Теперь индустрия почти полностью обеспечивает потребности страны в пивном солоде, что подняло рентабельность производства до 30 процентов.
Сейчас в стране действуют более 750 компаний-производителей пива, из которых 324 представляют крупный и средний бизнес и выпускают до 90 процентов продукции.
Параллельно с пивной экспозицией в «Ленэкспо» стартовала VI специализированная выставка «Вода-2005». Президент Национальной ассоциации бутилированных вод России академик РАМН Юрий Рахманин рассказал журналистам о перспективах развития производства питьевой воды. Рахманин убежден, что возможности экспорта из России питьевой воды огромны. Уже сегодня ее цена на мировом рынке в два раза превышает цену сырой нефти. При этом Россия до сих пор крайне неэффективно использует свои возможности: товарооборот на рынке воды составляет всего 200 миллионов долларов, или 0,2 процента от мирового. По словам академика, водная индустрия в будущем сможет конкурировать по рентабельности с нефтяной и газовой промышленностью.
Впрочем, и внутреннему рынку питьевой воды, считает Рахманин, есть куда развиваться. Состояние пищевого водоснабжения неблагополучно: каждая четвертая проба не отвечает химическим стандартам, каждая десятая – биологическим. Хлорирование чревато образованием канцерогенных соединений, а водоочистительные установки лишь частично решают проблему.
В Национальной ассоциации бутилированных вод России состоят 20 членов-организаций с годовым объемом производства более тысячи тонн. При этом составлен реестр заявок из 50 субъектов Федерации на производство более чем 200 видов бутилированных вод.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру