Разговор с новым руководителем комитета по культуре был весьма интересным. Николаю Бурову задавали самые неожиданные вопросы. Но он, будучи, кроме всего прочего, действующим актером Александринки, с достоинством разрешил все сомнения собравшихся.
Объединят ли «Мюзик-холл» с зоопарком? Займется ли прокуратура Анжелой Хачатурьян? Зачем сбербанку детская филармония? Откуда будет видно новую сцену Александринки? Окажутся ли «на дне» театральные бомжи? Сегодняшний разговор в комитете по культуре с его новым руководителем был бурным и интересным.
Николай Буров начал разговор с журналистами со своеобразного обзора своего нового хозяйства. В Комитет по культуре входит 161 организация – музеи, театры, музыкальные школы, библиотеки. Бюджетное финансирование - в размере 3 миллиардов рублей. «Рублей, а не долларов, - подчеркнул Буров. – Если бы все было так, как пишут некоторые журналисты, то мы с вами встречались бы в другом месте».
Одна из главных задач 2005-го года, по мнению Николая Бурова, - достойно отметить 60-летие Победы и 61-ю годовщину снятия блокады. И это не будут краткосрочные мероприятия 8 и 9 мая. По словам Бурова, памятными мероприятиями будет отмечен весь год. «Мы с вами начали год с открытия мемориальной доски Тане Савичевой, а закончим его на «Площади исскуств» с Юрием Темиркановым. Фестиваль будет посвящен в 2005-м году именно этим датам. И треть бюджета на эти мероприятия мы отдаем в районы. Хочется, чтобы люди не только на Невском чувствовали себя петербуржцами», - сообщил новый глава Комитета по культуре.
Николай Буров понимает, что петербургская культура не ограничивается только вотчиной его комитета. «Она значительно многообразней и, в хорошем смысле, самодеятельней. Мы постараемся помочь всем пережить грядущие реформы без потерь. Хотя никто пока толком не понимает, что и как будет реформироваться, но волнуются все – театральная, образовательная, музыкальная, медицинская общественность» - говорит Буров.
Одно из больших направлений, входящих в компетенцию Комитета, - петербургские библиотеки. 28 мая петербургское библиотечное хозяйство ждет настоящий прорыв в новый век – городские публичные библиотеки должны получить в свое распоряжение оптоволокно, выход в интернет и начать работу по подготовке своего каталога и ресурсов в электронном виде. «Лет через пять в Петербурге будут самые современные в России библиотеки» - оптимистично говорят в комитете. Еще одно приятное событие ждет горожан совсем скоро. 18 февраля должна будет открыться пережившая в прошлом году пожар библиотека Блока.
О петербургских памятниках отчитывался Владимир Тимофеев, руководитель Музея городской скульптуры. В его ведомстве все памятники и мемориальные доски города. В этом году к празднику победы должны быть отреставрированы памятник пионерам в Таврическом саду, Ораниенбаумский плацдарм, аллея Героев в Парке Победы. Кстати, мемориальные доски – одна из больших головных болей для руководства Комитета. Например те, что установлены защитникам Пулковских высот. «Вроде бы доски и существуют, но закрыты рекламными щитами, что очень обижает ветеранов. - сокрушается Тимофеев – А на Большой Морской хозяин одного из магазинов и вовсе демонтировал мемориальную доску Грибоедову. Установленную, между прочим, в 1945-м году. Еще война шла».
Присутствовали на встрече в большом количестве театральные люди. Директор «Балтийского дома» Сергей Шуб пришел просто выразить радость от того, что руководителем Комитета по культуре стал театральный человек. А актеры «Мюзик-холла» хотели непосредственно от Николая Бурова узнать о судьбе театра. Как признались сотрудники театра, ходят страшные слухи: «Говорят, нас собираются объединить то ли с Мариинским театром, то ли с зоопарком, то ли и вовсе закрыть».
Идею объединения «Мюзик-холла» с зоопарком в «президиуме» не поддержали, но заметили, что она должна значительно сильнее обидеть зоопарк, чем «Мюзик-холл». «По крайней мере, зоопарк сейчас стабильно и спокойно работает и приносит прибыль. Чего нельзя сказать о «Мюзик-холле», - сказал Николай Буров. – Я провел много времени в зоопарке и увидел там сытых животных, довольных посетителей и чистоту, насколько, конечно, это возможно в рамках его территории. У меня уже есть позиция по зоопарку, но озвучивать я ее пока не буду – все еще нужно прорабатывать и быть максимально осторожным, чтобы не нарушить стабильность. Зоопарку нужны новые территории, и, хотя непосредственно к этому вопросу стоит обращаться лет через десять, какие-то решения надо принять уже сейчас. Хотя бы для того, чтобы через десять лет там росли деревья, и посетителей не встречал бетонный новодел». Что же касается «Мюзик-холла», то ситуация в нем действительно тяжелая. Сейчас в театре закончила работать комиссия. Выявлены злоупотребления на сумму 22 миллиона рублей – всё это договоры, заключенные Анжелой Хачатурьян без финансового обеспечения. Скорее всего, эти материалы будут переданы в прокуратуру. Мы с новым директором театра сейчас думаем, как выходить из ситуации. Для того, чтобы театру было, чем платить за свет и прочее, необходимо что-то с ним делать. Потому что на 17 процентах заполненности зала не заплатишь. Нужны ли спектакли, на которые не ходят зрители? Может быть, театру стоит отдать часть своего проката для каких-нибудь бездомных театров?».
О «театрах-бомжах» тоже говорили много. Ничего оскорбительного тут нет, просто у многих коллективов нет своей сцены, и они вынуждены «путешествовать». Среди них и труппа Эйфмана, и многие другие. Но прозвучавшее предложение открыть для них своеобразную «театральную ночлежку» Буров не поддержал: «В результате мы получим «На дне».
Начет своих домов волнуются многие культурные организации города. Детской филармонии, видимо, все же придется уехать из своего помещения, уже много лет принадлежащего «Сбербанку», в помещение кинотеатра «Спорт». «Это произошло давно, еще во времена Анатолия Собчака. Как – вопрос к КУГИ. Единственное, что я могу сделать, это постараться договориться со вполне вменяемым руководством «Сбербанка» о совместном и взаимовыгодном использовании концертного зала».
А вот помещение ТЮЗа никому не отдадут, пообещал Николай Буров. «Адрес ТЮЗа должен быть Пионерская площадь, 1. Нет, если будет какой-то сверхинтересный проект, то отказываться от него не стоит. Но в качестве дополнительного помещения. Тем более, что основное помещения ТЮЗа сейчас действительно в плохом состоянии - там на ремонт нужны астрономические цифры, неподъемные для нашего бюджета», - сказал глава Комитета по культуре.
А вот к проекту новой сцены Мариинского у Николая Бурова отношение двойственное. Консерватизм борется в нем с пониманием того, что город должен развиваться. Что касается второй сцены Александринского театра, то мнение председателя комитета таково: «К сожалению, ее не будет видно ни с Фонтанки, ни с улицы Зодчего Росси, ни с площади Островского. Она будет встроена во двор академии Вагановой. Будем надеяться, что там будет уютно». Этот вопрос волнует Николая Бурова еще и потому, что сам он остается актером Александринки. По крайней мере, в феврале и марте он собирается выходить на сцену в «Пигмалионе». А вот от роли в «Ревизоре» откажется, так как гастрольный график уж точно не для председателя комитета по культуре.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру