Кооператив ГГХ «Ленгаз» оказался в поле зрения правоохранительных органов. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», в отношении генерального директора кооператива Василия Ганиса возбуждено уголовное дело.
В настоящее время Главное следственное управление при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области расследует уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренным частью 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Главным фигурантом данного дела (правда, никаких обвинений на данный момент не ему предъявлено) является генеральный директор ГГХ «Ленгаз» Василий Ганис. Ганиса подозревают в том, что, имея в штате кооператива целое юридическое управление, он как должностное лицо заключил договор с ООО «Бизнес-консалт» на оказание ряда юридических услуг. Через некоторое время Ганисом были подписаны акты приема выполненных работ, а на расчетный счет фирмы в декабре 2003 года было перечислено 1 500 000 рублей. На самом деле, по версии правоохранительных органов, юридические услуги газовому кооперативу не оказывались. В связи с этим генерального директора и подозревают в нанесении материального ущерба кооперативу и его пайщикам.
Газовый кооператив появился в Петербурге в 1996 году - после того, как КУГИ заключил договор аренды газораспределительных сетей города с производственным кооперативом "ГГХ "Ленгаз". До этого имуществом, переданным на баланс нового арендатора, с 1990 года пользовалось арендное предприятие "Ленгаз". Оно, в свою очередь, получило в аренду имущество треста "Ленгаз", выделившегося из Главного топливно-энергетического управления исполкома (на базе которого позже появилось ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга"). Примечательно, что ГГХ "Ленгаз" возглавили практически те же люди, что в свое время руководили трестом "Ленгаз", а потом - арендным предприятием "Ленгаз". Среди них - нынешний председатель кооператива Владимир Клименко и гендиректор Василий Ганис.
На памяти горожан уже были два крупных конфликта "Ленгаза" и города.В начале 2001 года основанием для "столкновения" послужили новые газовые сети в Стрельне. Они были построены на средства бюджета и переданы ТЭКу. Заложниками ситуации стали жители поселка, в дома которых некоторое время не подавался газ.Все это время два монополиста спорили из-за того, кто лучше будет эксплуатировать сети. Кооператив ссылался на то, что ТЭК не обладает для этого ни специалистами-газовиками, ни специальной лицензией. ТЭК утверждал обратное.
Потом назрел еще один конфликт: КУГИ передал городские газовые сети в хозяйственное ведение ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" – как говорили в администрации города, для лучшего контроля за газовым хозяйством. После этого началась длительная череда судебных разбирательств – по отмене распоряжения КУГИ и "регулировке" арендной платы. Сети остались за "Ленгазом", а арендная плата была повышена с 4,5 миллиона рублей до 63,67 миллиона. Начали расти долги, которые КУГИ пытался взыскать через суд. На судебных заседаниях представители "Ленгаза" заявляли, что договор о повышении арендной платы не прошел государственную регистрацию, а потому не может считаться действительным.
При экс-губернаторе Яковлеве конфликт не нашел разрешения, хотя глава города и признавал, что "Ленгаз" управлял сетями "неэффективно", в связи с чем "пора навести порядок". При новом губернаторе газовое хозяйство города претерпело серьезные изменения. В апреле 2004 года были подписаны документы, которые меняют систему управления отраслью в целом. Теперь владельцем газовых сетей стало созданное ООО «ПетербургГаз» (51% голосов принадлежит городу, 49 – ОАО «Газпром»). «Ленгаз» же, оставаясь самостоятельным юридическим лицом, занимается обслуживанием сетей. Отмечалось, что вся реформа газового хозяйства прошла «мирно, с пониманием сторон». Как заявлял председатель «Ленгаза» Владимир Клименко, существованию кооператива ничего не грозит. «Ленгаз» сохранил рабочие места. Все судебные разбирательства, в которые на протяжении нескольких последних лет был втянут кооператив, закончены.Однако, по некоторым данным, внешняя реорганизация все-таки затронула и внутренний распорядок "жизни" кооператива, в первую очередь, его пайщиков. Но это уже совсем другая история, в которой еще предстоит разобраться.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру