Три недели представители общественных экологических организаций ездили на велосипедах вдоль Финского залива. Не просто так ездили – изучали экологическую и социальную ситуацию в регионе. Вернувшись в Петербург, организаторы экологической акции рассказали об увиденном журналистам.
Значительную часть велопробега экологи уделили самому Финскому заливу. Залив – место интенсивного судоходства. В то же время он обладает уникальной экосистемой. Не так давно страны, имеющие выход к Балтийскому морю, голосовали за присвоение Балтике статуса особо чувствительной морской акватории. Этот статус подразумевает еще более продуманное и бережное отношение к морю. Примечательно, что эту идею поддержали все страны балтийского региона, кроме России. По мнению экологов, это вполне отражает существующую ситуацию: о Балтийском море вообще и о Финском заливе в частности заботятся все, к кому он имеет отношение, - все, кроме России. Постоянные аварии на Балтике экологи объясняют тем, что России, опять же в отличие от всех остальных стран, не ведет авиационного мониторинга акватории.
Не первый год возмущение у экологов вызывает планируемое превращение 11-километровой прибрежной полосы в районе Ломоносова в сплошную портово-индустриальную зону. По данным экологов, крайне важные для поддержания экологического баланса природные рекреационные зоны между портами будут в прямом смысле стерты с лица земли - без объяснения причин их исключили из планов застройки. «Зеленые» не возражают против новых портов и терминалов, но протестуют против столь агрессивного отношения к окружающей среде. Председатель правления молодежной экологической организации «Дети Балтики» Ольга Сенова заявила, что общественные слушания по строительству новых объектов либо не проводились вообще, либо были сфальсифицированы. Люди узнают о новых объектах только с началом их строительства.
Ничем не лучше ситуация и на многих других объектах, наблюдаемых экологами. В Усть-Луге еще до конца этого года намерены ввести в эксплуатацию нефтепровод. И это при том, что там, по данным «зеленых», еще не законсервированы радиоактивные отходы. Инфраструктура вокруг терминала – в зачаточном состоянии, пассажирская ветка железной дороги на континент отсутствует. Никто не следит не то что за экологией, но даже за самой элементарной безопасностью.
По заявлениям экологов, надежды на то, что новые объекты строительства вдоль побережья принесут новые рабочие места – утопия. В огромном новом порту Порвоо, грузооборот которого составляет 17,5 миллионов тонн в год, работают 62 человека. Специалистов нужных для портов профилей в маленьких городках нет. Максимум, на что могут рассчитывать местные жители, - должности охранников или сварщиков.
В ходе своей поездки активисты зеленого движения встречались с жителями и представителями местных общественных организаций, чтобы лучше ориентироваться в проблемах и сообща находить способы их решения. Один из них - создание Общественного совета Финского залива. В него должны войти представители общественности, науки и государственных природоохранных организаций. Этот совет будет проводить в регионе общественно-экологические экспертизы с участием специалистов из Эстонии и Финляндии. Принципиальная договоренность с коллегами из стран-соседей уже достигнута.
Сергей Гуркин,
Фонтанка.ру