Каждый десятый автовладелец в Петербурге является потенциальной жертвой угонщиков. Хозяева транспортных средств идут на всевозможные ухищрения, чтобы оградить свои машины от посягательств воров. Некоторые не скупятся на новомодные и дорогостоящие автосигнализации, а некоторые по старинке оборудуют свои машины капканами и ловушками. О том, что лучше - русская смекалка или европейские технологии, о том, какие марки машин пользуются популярностью у угонщиков, и о многом другом рассказал начальник 6-го отдела УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области, занимающегося организацией розыска автомототранспорта, Юрий Овсянников. Полный текст интервью с ним вы можете прочитать в газете «Ваш Тайный советник». Номер с этим материалом поступил в продажу в понедельник.
- Юрий Семенович, а каков на данный момент «улов» угонщиков и похитителей автомобилей в городе и области?
- За пять месяцев текущего года в Петербурге и области произошло около 4000 посягательств на транспортные средства. В эти четыре тысячи входят угоны, кражи, грабежи и разбойные нападения на владельцев машин. По статистике это на тысячу случаев больше, чем в прошлом году
- Что крадут чаще – машины российских производителей или же иномарки?
- В среднем в сутки совершается 20 посягательств на автотранспорт. Из этого количества где-то 6-7 «Жигулей» первой и шестой моделей. Их обычно находят через день-два, а то и в этот же день. Такие машины угоняют чаще всего наркоманы. Снимают с них колеса, уносят магнитолы... В день также уходит семь-восемь «Жигулей» десятой модели двух-трехлетнего возраста. Их тоже находят достаточно часто, но уже в других регионах, где и выясняется, что у машины перебиты номера на кузове и двигателе. К нам часто приходят телетайпограммы, в которых наши коллеги из других регионов просят посмотреть, не наша ли машинка. К нам также обращаются те, кто приобрел машину на авторынке. Ведь именно там чаще всего похитители и продают украденную машину, объясняя ее дешевизну тем, что, мол, дочь выдаю замуж или какие еще денежные затруднения возникли. А при обращении к нам выясняется, что машина краденая. Не бывает практически дня, чтобы такой автомобиль не задерживался сотрудниками регистрационного подразделения. А вот иномарки в основном крадут под заказ. Всегда популярны «Лексусы» 300-е и 470-е, «Тойота-Лендкрузер», «Мерседесы». Сейчас «в моде» 320-е. Ну и «БМВХ-5».
- Можно ли говорить о соотношении угнанных машин и найденных?
- На сегодняшний день из 20 угнанных или украденных машин в сутки сотрудникам ГИБДД удается задержать в среднем 12-13 автомобилей, числящихся в розыске.
- Как часто удается найти не только машину, но и ее похитителей?
- Не так редко, как кажется. На прошлой неделе наш 6-й отдел проводил занятия с сотрудниками районных отделов (в общем-то, в этом и состоит наша работа – рассказывать сотрудникам, как угонщики меняют номера, перебивают их на двигателе и кузове, как подделывают документы). Так вот на прошлой неделе на московской трассе мы задержали автомобиль «Ауди-6» с измененными номерами и с поддельными документами, находящийся в розыске за Центральным районом. На этой же неделе нашли «Шевроле-Ниву» на стоянке в Невском районе. Она стояла с номерами, которые числились за «Жигулям» восьмой модели. Через двое суток удалось задержать того, кто должен был ее перегонять. Вообще, «Шевроле-Нива» сейчас «популярная» марка, в день уходит по одной, по две такие машины.
- Все видели в кино, как угонщики соединяют проводки и на большой скорости срываются с места на похищенной машине, а как это происходит на самом деле?
- «Копейки» и «шестерки» открывают чем угодно, линейкой например. Если это семейство «десяток» - «двенадцатых», то тут угонщики действуют с помощью сканера. Владелец, например, останавливается у магазина, закрывает машину, ставит на сигнализацию. Не успевает он дойти до магазина, как его машина уже открыта умельцами со сканерами. Звуковая сигнализация, которой чаще всего бывают оборудованы такие машины, вообще, рассчитана на мелких воришек, которые могут залезть в машину за магнитофоном. Она «закричит», те испугаются и убегут. Иномарки тоже открывают с помощью сканеров. На них, конечно, сигнализации стоят посильнее, но и они не спасают. У обращающихся к нам мы обязательно спрашиваем, что там стояло. И получается, что машину угоняют даже при сигнализации за полторы тысячи долларов.
- Часто для того, чтобы остановить машину, особенно на трассе, преступники используют форму сотрудников ГИБДД. Можно ли навскидку отличить настоящего гаишника от фальшивого?
- При сотруднике обязательно должен быть патрульный автомобиль с маячками, специальной окраски. У фальшивых милиционеров, как правило, автомобиль с одним маячком – синим. Или с одной полосой, наклеенной на борт, – «милиция». У нас на всех патрульных машинах установлены балки со специальным сигналом, куда входят синие и красные маячки. Сам сотрудник должен иметь нагрудный знак. Сейчас всех наших работников одели в яркие салатовые жилеты. Да и вообще – просто так, в темном лесу, сотрудникам ГИБДД нет причины останавливаться.
- Как уберечь свои машины от посягательств угонщиков?
- Если угонщики задались целью похитить ваш автомобиль, то не спасет ничто: ни сигнализация, ни мультиблоки. Если они не смогут вскрыть машину, то вызовут эвакуатор и под предлогом того, что «моя машина сломалась», ее увезут. Правда, сейчас у нас на территории действуют четыре спутниковые системы. На автомобиле устанавливается определенная аппаратура. Причем никто, кроме установщика, не знает, где находится маячок. При проникновении в салон на пульт диспетчерский одной из этих систем идет сигнал. Увидев это, диспетчер, звонит владельцу: Иван Иванович, у вас что с машиной? Тот выходит, а машину угнали. После этого автомобиль активизируют на специальной карте города. Потом информация о его нахождении передается в особое подразделение. Даже если автомобиль похитили вместе с владельцем, с помощью маячка отследить машину можно. Можно также в салоне поставить видеонаблюдение и записывающее устройство.
- А что можно посоветовать владельцам недорогих российских машин?
- Как правило, у всех автолюбителей есть свои секреты. Чаще всего ставят какой-нибудь тумблер, блокирующий двигатель. У меня в свое время на машине стояла такая простая система. Для «десяток» можно еще посоветовать радиосистему, которая стоит в районе 700 долларов. Она, правда, работает только в городской черте и пригородах – Пушкине, Зеленогорске. Она также срабатывает при проникновении. Для того чтобы выехать за город, ночью потребуется не меньше 20 минут, а днем и все полтора часа. За это время мы успеем отследить движение автомобиля.
- Каковы ваши прогнозы - будет ли и дальше увеличиваться количество угонов и похищений транспорта?
- Будет, и с каждым годом все больше. Тут срабатывает принцип потребности и безнаказанности. Уголовное право у нас в этом отстает. Дело в том, что доказать кражу автомобиля очень трудно. Свидетелей нет. Если человека задерживают в чужом авто, то судят его, скорее всего, за угон. А при первой судимости срок обычно условный. А ведь в некоторых странах Средней Азии за угон сразу дают до 10 лет. Но мы проводим анализ рынков краденых автомобилей, и на самых распространенных путях переправки таких машин ставим перегонщикам препятствия. Сейчас угнанные автомобили российского производства уходят в Новгородскую, Псковскую области.. Все джипы уходят в Сибирь. Там внедорожники в особой цене.
Беседовала Татьяна Востроилова,
Полный текст статьи читайте в газете «Ваш Тайный советник»