Через два года в Петербурге должен появиться музей, посвященный жизни и истории еврейского народа. Еще в ноябре 2003 года президент Владимир Путин рассказывал об этой инициативе премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону и обещал поддержать начинание. Размещена новая экспозиция будет в помещениях Этнографического музея.
Первым этапом к созданию еврейского музея стала выставка «Образы одного народа. Еврейские коллекции» в Этнографическом музее. Экспонаты долгое время хранились в фондах музея и были скрыты от глаз публики. Попали они туда из музея еврейской цивилизации, который когда-то располагался на 5-й линии Васильевского острова в доме N50. В 1929 году музей закрыли – в рамках кампании по «ликвидации еврейских буржуазных структур», а экспонаты передали Этнографическому музею.
Собрал большую часть коллекции фольклорист и писатель Шлома Занвил Раппопорт. Он родился в ортодоксальной семье и до шестнадцати лет даже не говорил по-русски, хотя родился и вырос в Витебской губернии. Потом Шлома включился в народническое движение и убежал от родителей на соляные шахты, где выучил русский язык и читал шахтерам вслух русские романы. Раппопорт работал личным секретарем Петра Лаврова, а в 1912-1914 году организовал несколько экспедиций в губернии, расположенные за «чертой оседлости».
Сейчас в коллекции Этнографического музея – свыше 2500 предметов. Среди них – утварь, обереги, фотографии, праздничные и обрядовые костюмы. Национальных костюмов у евреев не было, только религиозные детали для костюмов. Во Львове еврейские женщины одевались роскошно, их одежда была усыпана драгоценными камнями, но традиционно несколько отставала от моды. Только в Этнографическом музее можно увидеть пинкасы – книги записей еврейских общин, украшенные оригинальными рисунками.
Предметы для коллекции привезены из разных районов России, ведь быт ашкеназов (восточно-европейских евреев), бухарских, кавказских, горских и грузинских евреев сильно различался.
Над созданием будущего музея уже согласились работать специалисты из Европы, России и США. Многие из них работают в музеях, посвященных еврейскому народу.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру