Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: "Благообразный Иосиф" ...
Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.
После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.
После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.
После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.
В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.
После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господня.
В Субботу в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли и яровых хлебов. Еще Субботу на страстной неделе считают красильной. В страстную субботу красят яйца - главный пасхальный символ воскресения. Красить яйца на Пасху, дарить их, прятать и искать - это распространенный обычай главного христианского праздника. Традиция связывает его с именем Марии Магдалины, которая яйцо римскому императору со словами "Христос воскрес". Кесарь возразил, что скорее принесенное в дар яйцо станет красным, нежели Христос воскреснет. При этом на глазах у изумленного кесаря яйцо приобрело красный цвет.
Как пишут нам читатели «Фонтанки», существует поверье, что слезы и кровь распятого Иисуса, падая на землю, превращались в красные камни. Люди, верившие в Христа, собирали эти камни и после воскрешения Иисуса с радостными словами " Христос Воскрес" дарили их друг другу. Позже, когда люди стали грешить больше, эти камни растаяли и растеклись по всему миру. Камни стали заменять крашенными яйцами и дарить на Великую Пасху.
На Руси крашеные яйца принято было укладывать на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника.
Сегодня мы все заняты в течение недели, поэтому для приготовления Пасхальной трапезы остается только Великая суббота. Красят яйца, пекут куличи, готовят буженину. Вообще, конечно, к субботе уже все должно быть готоо и дразнить домочадцев аппетитными запахами. Но если вы еще не приготовили пасхальный стол – вот старинные, позапрошлого века, рецепты (опубликованные в газете «7 дней») настоящих кулича и пасхи.
Кулич.1 кг муки (высшего сорта!), 500 г молока, 50 г дрожжей, 5 яиц, 200 г сахара, 300 г сливочного масла, 200 г очищенного миндаля, 1 лимон, 1 стакан изюма, соль по вкусу. Вскипятить молоко, охладить его до температуры парного. В небольшой части молока развести дрожжи, добавив столовую ложку сахара. В молоко всыпать муку, добавить вспенившиеся дрожжи, тщательно перемешать и, прикрыв полотенцем, поставить в теплое место для брожения. Когда тесто поднимется, прибавить взбитые с оставшимся сахаром желтки яиц, растопленное сливочное масло, натертую цедру лимона, часть измельченного миндаля, изюм и соль. Тщательно перемешать. Оставшиеся белки яиц взбить в густую пену и добавить в тесто, осторожно перемешивая (сверху вниз).
Тесто положить в смазанную маслом, обсыпанную мукой форму, дать подойти, смазать поверхность кулича желтком, посыпать оставшимися миндальными орешками. Выпекать при температуре 180 градусов. Форму заполняют наполовину, дают тесту подойти до 3/4 высоты формы, а затем уже смазывают и выпекают.
И когда тесто подходит, и когда кулич стоит в духовке, дома надлежит обеспечить благоговейную тишину - иначе тесто может осесть и пасхальное лакомство не получится пышным и воздушным. Готовый кулич осторожно выкладывают на полотенце - остывать и отдыхать. Затем приступают к украшению - покрывают глазурью, посыпают цветным сахаром, аккуратно выводя на макушке буквы "ХВ".
Пасха молочная делается из 5 л молока, 5 яиц, 600 г сметаны, 500 г сливочного масла, 2 ст. сахарного песка, 1 ст. ложки уксуса. Молоко вылить в большую кастрюлю (не эмалированную, чтоб не пригорело). Пока молоко закипает, яйца тщательно перемешать со сметаной. Когда молоко закипит, его надо снять с огня, влить сметану с яйцами и ложку уксуса (не эссенции). Затем перемешать, поставить на маленький огонь и постоянно помешивать, а когда сыворотка станет прозрачной и сформируется творог, слить в марлю, завязать в мешочек и повесить, чтобы сыворотка стекала.
Когда стечет лишняя влага (творог не должен остыть), - протереть через сито. Сливочное масло также протереть через сито и смешать с сахарным песком до однородной массы, которую соединить с протертым творогом. Творожную массу выложить в деревянную пасхальную форму, выстланную марлей, поставить форму на блюдце, массу закрыть концами марли и поставить сверху гнет (например, положить дощечку, а на нее поставить стакан воды). Форму оставить на три часа в теплом помещении, а потом переставить в холодильник. Готовую пасху выложить на блюдо и украсить.
Фонтанка.ру
Кстати, в комментариях вы можете поделиться с другими читателями «Фонтанки» своими рецептами куличей, пасхи и других пасхальных лакомств.
А знаете ли вы, что то, что мы называем «кулич», в южных областях России и на Украине зовется «пасха» или «паска»? И даже дети там, играя в песочек, лепят не «куличики», а «пасочки».