2-3 миллиарда рублей в городской бюджет в год и 100 объектов недвижимости, выставленных на торги, в месяц – это фантастическое положение дел может стать реальностью, если будет пересмотрена схема выделения земельных участков под строительство. В Петербурге подготовлена альтернативная программа предоставления земельных участков и объектов недвижимости на инвестиционных условиях. Законопроект, который, правда, еще не получил названия, был представлен сегодня на круглом столе «Земельный дефицит: цена вопроса».
Очередь из инвесторов, которые безуспешно ищут в Петербурге подходящие территории для строительства, может протянуться вдоль всего Невского проспекта. Не найдя применения капиталу в городе, инвесторы обращаются к размещению своих средств за его чертой. Между тем, по неофициальным данным ЗАО «Департамент инвестиционных проектов», в городе находятся около 2 тысяч принадлежащих городу свободных площадок. Это три тысячи гектаров, которые могли бы заинтересовать строительные компании.
16 апреля город должен объявить дату проведения торгов по новым условиям, но на продажу выставляется только десять объектов.
По мнению специалистов, основная проблема в том, что существующий механизм реализации участков позволяет продать через торги только 30-40 участков в год. Еще 500-600 участков предоставлялись целевым назначением. В результате сотни инвесторов наблюдают за этим процессом со стороны.
Разработанный рабочей группой в составе представителей отраслевых комитетов, депутатов Законодательного собрания и представителей строительного рынка законопроект, по словам разработчиков, может существовать параллельно действующим и предлагаемым нормативным актам. Его главные отличия: сокращение сроков прохождения проектной документации, конкретный список требуемых документов и ответственность органов, которые выдают разрешительную документацию.
Сегодня пакет разрешительной документации состоит из более 30 согласований. При этом инвестор, покупающий пакет на торгах, как правило, переделывает его практически полностью. «Новая» модель предусматривает только 16 необходимых документов с заранее определенной оптимальной формой. Для выставляемого на торги объекта устанавливаются только граничные параметры – высота, площадь, функциональное назначение (это сфера деятельности Комитета по градостроительности и архитектуре).
К процессу подключаются также негосударственные организации: биржа «Санкт-Петербург», уполномоченные ею коммерческие структуры и «Москомприватбанк». Участие биржи позволит реализовать систему электронных торгов. Участие банка позволяет исключить расходование средств на подготовку к продаже объектов из городского бюджета. Сегодня, по приблизительным расходом, это 50 тысяч долларов. В предлагаемой модели банк берет на себя все текущие расходы. С банком в итоге рассчитываются инвесторы, победившие на торгах. Технологические схемы позволяют сократить затраты на подготовку одного объекта до сорока тысяч долларов.
Данная инициатива в целом вызывает одобрение среди лиц, заинтересованных в развитие строительного рынка. Только некоторые предложения все-таки вызывают сомнения и споры.
Например, неполный пакет документации. Не покупает ли инвестор «кота в мешке»? – вопрошают инвесторы. Не выяснится ли впоследствии, что документы разрешают строительство малоэтажного дома, что окажется нерентабельным делом? Как считают специалисты Департамента инвестиционных торгов, здесь должна применяться следующая практика: Комитет по градостроительству и архитектуре должен «расписать» все возможности участка, чтобы инвестор знал заранее, что он сможет здесь построить.
Тому, как должны проходить сами торги, участники круглого стола также уделили немало времени. Конкурс, аукцион или целевое выделение земли? Большинство специалистов самым приемлемым считают аукцион. В этом случае торги проходят в открытом режиме, и поводов для подозрения чиновников в коррупции нет. В этом случае не нужна будет даже конкурсная комиссия.
Вице-президент Ассоциации домостроителей Санкт-Петербурга Максим Соколов считает возможным три основных способа проведения торгов. Во-первых, торги по «короткому» пакету. Этот вариант является спорным. Но однозначно понятно, что в этом случае документацию можно обеспечить в короткие сроки, а ее стоимость делает ее более доступной для инвестора. Во-вторых, торги могут проходить по «полному» пакету. Он может заинтересовать тех инвесторов, которые не являются активными участниками строительного рынка. И, наконец, целевое выделение участков для возведения объектов, для которых торги неуместны. Например, по словам председателя совета «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олега Ашихмина, для строительства АЗС подобная «целевка» не приемлема. Для них вообще должна существовать адресная программа. По мнению представителя Центра по работе с клиентами и присоединениям ОАО «Ленэнерго» Александра Холопова, для реализации предлагаемого закона, нужно также «подтянуть» и инфраструктуру города.
Для доработки и реализации предложенного законопроекта требуется официальная поддержка городской администрации, внесение в ряд городских законов изменений и координация действий с представителями государственных структур. Если эта поддержка будет получена в ближайшее время, торги по новой системе можно будет начать уже в мае этого года.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру