Конгресс фантастов «Странник» завершился. Кующие и лунные мечи, родство Петербурга и Киева, Валерий Гергиев, саундтрек Рихарда Вагнера, необходимость руин в Америке и опасность ислама, фантастика как высшая точка реализма: обзор двух дней конгресса – в материале корреспондента «Фонтанки».
День первый. Будущее России в Петропавловской крепости
26 сентября в Петербурге стартовал ежегодный конгресс фантастов России "Странник". В этом году конгресс празднует юбилей – литературной премии "Странник" исполняется десять лет. Десять лет назад в Петербурге началась новая история российской фантастики, и каждый год на берегах Невы собираются писатели, переводчики, критики, издатели, просто любители фантастики, чтобы обсудить проблемы общества и исторические тенденции, отметить лучшие книги, вышедшие за последний год, и просто пообщаться. Разговор о будущем уже приобрел особый формат и превратился в отдельную конференцию – "Форум будущего". О ней мы вам уже рассказали, а теперь пришло время самого конгресса.
Первый день был посвящен открытию "Странника" и вручению жанровых премий, которые выдаются только раз в два года. Мероприятие прошло на этот раз на открытом воздухе, на территории Петропавловской крепости. И даже мрачноватая погода не смогла испортить праздник. Все началось с музыки Вагнера из "Гибели Богов". Кующий меч Зигфрида был выбран не случайно. И не только потому, что жанровые премии представляют собой мечи, но и по другой причине, о которой мы скажем позже.
Вступительное слово произнес Николай Ютанов, который обратился к истории своего детища – конгресса фантастов. А затем с приветствием и своими мыслями о десяти годах жизни премии выступили известные писатели. Андрей Столяров, Юрий Брайдер, Марина Дяченко, Алан Кубатиев, Александр Громов, Роман Злотников, Рыбаков... Они исповедовались в любви к фантастике ("фантастика – самая реалистичная литература"), друг к другу и к Петербургу. Роман Злотников отметил, как изменился наш город за то время, что он не был на берегах Невы. Подъем Петербурга для него – символ подъема России. Киевлянка Марина Дяченко сказала, что и сама живет в волшебном городе, но Петербург стал для нее вторым домом. Киев и Петербург – города полные магии и две стороны одной монеты. Выступил и "русско-американский" писатель Роберт Шекли.
А затем началось собственно вручение премии. "Меч Руматы" за героико-романтическое произведение получила петербургская писательница Елена Хаецкая за своего "Бертрана из Лангедока". Она призналась, что стать писателем-фантастом ей помогла станция метро «Горьковская». Если стоять возле нее ночью и пить пиво, то, после нескольких бутылок, станция начинает превращаться в космический корабль, а люди – в гуманоидов. В альтернативной истории были отмечены Юрий Брайдер с Николаем Чадовичем за "Гвоздь в башке". История "душеходца" Олега Наметкина и опасных игр со временем принесла им "меч в зеркале". Лучшее фэнтези в прошлом году написала, по мнению голосовавших писателей (а жанровые премии определяются именно с помощью голосования всех присутствующих на конгрессе авторов), Ольга Елисеева. "Сокол на запястье" – книга о мире "амазонок" и "варваров" – уже собрала целый ряд премий в этом году. Теперь в копилке Ольги есть и "Меч в камне". И, наконец, за лучшее мистическое произведение "лунный меч" (больше похожий на меч орков из "Властелина Колец") получили Мария и Сергей Дяченко. Эта философская притча о любви, вышедшая из под пера двух украинских писателей, была главным фаворитом прошлого года, но "Странник" обошел ее своим вниманием. Время возвращать долги.
И, наконец, звездный меч получил Валерий Гергиев за постановку на сцене Мариинского театра одного из величайших произведений в жанре фэнтези – оперы "Гибель Богов". Вы помните, я упоминал о неслучайности выбора Вагнера в качестве саундтрека. К сожалению, сам Гергиев не смог получить меч из рук Роберта Шекли.
Кстати, о Шекли. Во время своего выступления один из писателей напомнил слова присутствующего на конгрессе Роберта Шекли. Когда Шекли спросили о том, боится ли он исламской угрозы – Шекли ответил что нет, не боится. Ведь в исламском мире нет своей фантастики, а, значит, нет и будущего. Ну что ж, Россия в таком случае может быть спокойна. Наше будущее можно видеть на конгрессе "Странник".
День второй. Чего хотят фантасты?
Суббота на конгрессе стал самым насыщенным днем. Уже в десять утра в киноцентре "Родина" началась художественная выставка "Самые фантастические художники России". Когда иллюстрации к книгам и обложки рассматриваешь как отдельное произведение искусства, они действительно приобретают совсем другой вид – прав Николай Ютанов. На этот раз, кроме традиционных картин Яны Ашмариной и Андрея Карапетяна, мы увидели и работы таких звезд книгооформления как Анатолий Дубовик или Лео Хао. Там же состоялась и презентация книги Бориса Вишневского. Борис - известный журналист и большой специалист по творчеству братьев Стругацких – написал книгу об этих великих писателях.
Традиционными для "Странника" стали и дискуссионные встречи в клубе "Quo vadis?". Обычно туда приглашают иностранных гостей конгресса, с которыми и обсуждают какие-то острые проблемы. На этот раз была задумана дискуссия о противостоянии Америки и Европы. В качестве "гостей издалека" выступили Роберт Шекли, конечно, и "итальянский Шекли" или "итальянский Воннегут" (так часто называют этого живущего в Румынии итальянца) – Роберто Квалья.
Однако серьезной дискуссии не получилось. Да и сложно было ожидать, что Шекли, один из самых веселых фантастов, будет всерьез отвечать на вопросы наших социологов. Он категорически отказывался играть по правилам. Как метко заметил Юрий Нерсесов, все это походило на игру в шахматы. Одна сторона решила поиграть в "Чапаева", а другая этого не заметила. Было это примерно так.
Вопрос: «Чего не хватает Америке и Европе?»
Шекли: «Нам в Америке нужны руины. Старые замки, артефакты древности – у нас этого всего нет. А мы, вместо того чтобы захватить какую-то хорошую европейскую страну, захватили Афганистан, где нет ничего кроме песка».
Вопрос: «Значит, стоит ждать дальнейшей экспансии Америки?»
Шекли: «Для начала мы начнем вас учить быть настоящими русскими. А вы сопротивляйтесь из-за всех сил, мой вам совет».
Вопрос: «Опасность ислама очень велика. Фанатиков мало, но их сила в фанатизме. Вы не боитесь, что Америка может проиграть войну с Исламом?»
Шекли: «Я, конечно, понимаю, что меня должны волновать проблемы создания и смерти империй, я должен просыпаться по ночам в ужасе перед исламской угрозой и целыми днями думать, что же делать с фанатиками, но в силу какой то моей непонятной ущербности меня больше волнует, что будет на ужин».
И все в таком духе. Скучно не было. Во второй половине дня началось самое главное. Собственно то, ради чего все и затевалось – вручение литературной премии "Странник". Не будем обсуждать всевозможные расклады: кто с кем дружит, какое лобби на кого давит, кого забыли, а кого незаслуженно наградили. Просто искренне порадуемся за победителей. За художника Владимира Бондаря из Харькова. За издательство «АСТ» в очередной раз взявшее «Странника» – одно из двух крупнейших в стране издательств, занимающихся фантастикой, его вполне заслужило. За Светлану Бондаренко, взявшую "редакторского" «Странника». Наверное, работа с сочинениями Стругацких действительно непростая, и для питерского жюри ее ценность очевидна, все-таки братья Стругацкие "все" для русской и петербургской фантастики. Порадуемся и за Андрея Лазарчука с его "все мы вышли из скафандра Хайнлайна". Из трех кандидатов – Лазарчук самый достойный (пусть многих и удивило появление в финальном списке переводчика Пчелинцева, но приз то получил не он). Геннадий Прашкевич, судя по зачитанным фрагментам, действительно провел интересное литературоведческое исследование. А рассказ Леонида Каганова, ставший первым, опровергает обвинения в пиаре со стороны "Странника" журнала "Полдень XXI век". Хотя победившая повесть Елены Хаецкой именно из этого журнала. Но Лена давно заслужила свой приз. И, наконец, свой приз получил блестящий мастер слова Святослав Логинов, который не стал устаивать ожидаемого некоторыми скандала. Итак, награды нашли своих героев. Празднуем, и отправляемся дальше!
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру