Многое в Петербурге сегодня заставляет вспомнить времена семилетней давности, предшествовавшие выборам губернатора.
Точно так же ряд городских газет походит на кроссворд с одним и тем же словом по горизонтали и вертикали.
Точно так же программа передач ряда телеканалов может быть описана известными словами «Все о нем и немного о погоде».
Точно так же, со ссылкой на социологические опросы, горожан уверяют в том, что одному из кандидатов нет реальной альтернативы.
Точно так же представители городской элиты соревнуются в восхвалении небывалой государственной мудрости этого кандидата.
И точно так же, дабы обеспечить этому кандидату режим наибольшего благоприятствования, его сторонники спешат «подогнать» под его потребности городское законодательство.
Для полного сходства недостает только одного: висящего на каждом столбе лозунга «Полпреда – в губернаторы!»...
Собственно, Валентина Матвиенко давно уже ведет себя не как сегодняшний полпред президента, а как завтрашний губернатор. Она совершает ритуальные поездки по Петербургу, инспектируя состояние городского хозяйства и указывая на недостатки. Она вызывает к себе «на ковер» вице-губернаторов и «песочит» их за упущения в работе. Она направляет реформу ЖКХ и требует провести обследование тепловых сетей. Она обещает восстановить льготы для почетных доноров и позаботиться о хорошей погоде в дни 300-летия города. Она распоряжается срочно предоставить квартиру семье, где родилась тройня. Она проводит совещания и заседания, поздравляет с праздником и вручает медали, получает «черный пояс» от мастеров карате и встречается с Полом Маккартни...
Заметим: представитель президента не имеет никаких легальных полномочий для того, чтобы выполнять щедро раздаваемые обещания и решать городские проблемы. Все, что может полпред – «координировать», «согласовывать», «докладывать» и «запрашивать». Никто из чиновников городской администрации не обязан ни выполнять распоряжения Матвиенко, ни отчитываться перед ней, ни мчаться в «Дом на набережной» по ее вызову, поскольку не является ее подчиненным. Все то же самое относится и к чиновникам федеральным: единственным «объектом», в чей адрес полпред вправе отдавать распоряжения, является ее собственный аппарат.
Но кто же у нас обращает внимание на такие мелочи? Тем более – в ситуации, когда Валентина Ивановна представляет не кого-нибудь, а самого Владимира Владимировича? И в ситуации, когда считается, что президент хочет видеть именно ее будущим питерским губернатором? Большинство СМИ освещает каждый шаг полпреда и тиражирует каждое высказывание Валентины Ивановны как заявление необычайной важности.
Представители «элиты» соревнуются в скорости присягания на верность будущей «хозяйке» города, торопясь припасть к краю ее платья. А политики – Сергей Миронов, Андрей Лихачев и Ирина Хакамада, - наперебой заявляют, что ни в коем случае не будут конкурировать с Матвиенко, если она согласится баллотироваться в губернаторы, а, напротив, всячески ее поддержат, а то и войдут в ее команду...
Видя и читая все это, горожанин должен свыкнуться с мыслью, что вопрос уже решен. И от него, избирателя, ждут вовсе не выбора между кандидатами, а лишь подтверждения полномочий уже известного победителя.
Петербург, конечно, не Ингушетия. И не Башкирия с Калмыкией. Навязанных силой кандидатов здесь, мягко говоря, не любят. К тому же, немалая часть избирателей в принципе не готова избирать губернатором даму (особенно «непримиримо», как показывают опросы, настроены женщины). Поэтому для Матвиенко, по всей видимости, постараются максимально «расчистить» предвыборную «площадку».
Собственно, плоды этой тактики уже ощущаются: пока что ни один из серьезных питерских политиков – ни из лагеря «антияковлевской» оппозиции, ни из окружения губернатора, - не заявил о своих намерениях. Большей частью, они или кивают друг на друга, или показывают пальцем «наверх», ожидая высочайшего повеления. Если так сложится и дальше – Матвиенко может получить шансы просто потому, что выбирать губернатора будет не из кого.
Правда, до сих пор неясно, когда будут выбирать. Еще недавно казалось, что в декабре: Законодательное Собрание приняло в первом чтении закон, сокращающий срок полномочий Владимира Яковлева, избранного в мае 2000 года, и совмещающий губернаторские выборы с выборами Госдумы. Но на последнем перед юбилеем заседании ЗАКСа сторонники «совмещения» вдруг потребовали отложить второе чтение закона. Может быть, получили сигнал о том, что губернатор готов уйти сам, и проблема утратила остроту?
Если Яковлев подаст в отставку сразу после юбилея – выборы должны будут пройти не позднее, чем через 120 дней, то есть в начале октября. Что уже вовсе не дает возможности реально «раскрутиться» никому из возможных кандидатов в губернаторы. Но...
На протяжении последних месяцев не раз возникало впечатление, что главная задача многих «антияковлевских» политиков – не в том, чтобы юбилей стал праздником для горожан, а в том, чтобы губернатор от этого юбилея ни в коем случае не получил каких-либо политических дивидендов. Казалось бы, задача была успешно решена следующим образом: «хозяином» на юбилейных торжествах был сделан президент Владимир Путин, а Владимиру Яковлеву осталась роль ответственного за все связанные с юбилеем неудобства.
Однако, после заявления губернатора об отказе претендовать на переизбрание, ответственность за юбилейные тяготы автоматически сконцентрировалась на Валентине Матвиенко, являющейся зампредом госкомиссии по проведению 300-летия Петербурга. Между тем, петербуржцы сейчас думают не о том, как отпраздновать, а как пережить юбилей с наименьшими потерями. И чем раньше пройдут выборы губернатора – тем больше вероятность, что раздражение горожан «выплеснется» именно на полпреда.
Борис Вишневский,
специально для «Фонтанки»