Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес НУ, «ЛЕНГАЗ», ПОГОДИ!..

НУ, «ЛЕНГАЗ», ПОГОДИ!..

1 342

В конце февраля были арестованы имущество и счета «Ленгаза». Над городским газовым хозяйством уже в который раз за последние годы нависла угроза разорения. 7 марта Арбитражный суд снял арест. «Ленгаз» получил короткую передышку в борьбе за существование. Точкой отсчета в ней можно считать дату 12 апреля 2001 года, когда увидело свет распоряжение администрации Петербурга «О закреплении имущества за ГП «ТЭК Санкт-Петербурга». Речь в нем шла о том имуществе, которое до того момента арендовал у города «Ленгаз». На самом деле передача в хозяйственное ведение ТЭКа газовых сетей города могла быть очередным шагом на пути к централизации естественных монополий в единых руках. В поисках той головы, что водит этими сноровистыми руками, нет-нет да и взглянешь в сторону Смольного. Злые люди даже позволяли себе намеки на губернаторского сына, замахнувшегося объять необъятные естественные монополии.

ЖДЕТ МОИХ ПОДАРОЧКОВ РЕБЯТНЯ...

Для начала «Ленгаз» решили слегка «придушить». Чтобы потом его, размякшего и податливого, брать голыми руками. Уместно предположить, что финансовая блокада, которой в течение нескольких лет подвергались газовщики, представляла собой начало виртуозно задуманной кампании. Специфика производственного кооператива «Ленгаз» заключается в достаточно сильной зависимости от должников. Пара-тройка месяцев неуплаты – и предприятие практически парализовано. Видимо, расчет был сделан именно на это.

Артиллерийскую подготовку к «апрельским тезисам» 2001 года начали заблаговременно. «Ленгаз» проиграл один за другим несколько судов, которые обязали его выплатить долги предприятию «Межрегионгаз». Долги за поставку «голубого топлива» в 1997 - 1999 годах составляли 510 миллионов рублей. Однако, если бы «Ленгаз» сумел, в свою очередь, собрать деньги с собственных должников, проблема была бы решена. Так, на тот момент бюджет недоплатил газовщикам 130 миллионов рублей, ТЭК – 62 миллиона и «Ленэнерго» - 546 миллионов. Цепочка неплатежей и привела к судам с «Межрегионгазом», а проигрыш удобрил почву для финансовой блокады.

Что касается ТЭКа, то он просто взял и перестал платить за поставки газа. К апрелю 2001 года его долг перед «Ленгазом» превысил 60 миллионов рублей, а потом за год вырос еще в полтора раза.

Впрочем, кому-кому, а ТЭКу пришлось убедиться, что его кредитор недостаточно мягок и беззащитен. «Ленгаз» показал зубы, должнику зубы не понравились. После череды судов и многократных попыток взыскания задолженности газовщики отключили подачу топлива на две котельные, которые давали тепло промышленным объектам. Расчет был верен: уж завод «Балтика», который, скорее всего, коммунальные услуги оплачивает аккуратно, не потерпит мартовских холодов. ТЭК сначала раскричался – подал иск о признании отключений незаконными. А потом его представители просто не явились на судебные заседания.

Все эти события вокруг «Ленгаза», равно как и многие другие, разворачивались на фоне попыток администрации передать ТЭКу газовые сети города.

И ТЕБЕ ДОСТАНЕТСЯ ОТ МЕНЯ...

12 апреля 2001 года комитет по управлению государственным имуществом администрации Петербурга выпускает распоряжение: «Закрепить на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»... имущественный комплекс, находящийся в аренде у производственного кооператива «Городское газовое хозяйство «Ленгаз».

Руководство «Ленгаза» недоумевало. Действия КУГИ были начаты, что называется, «без объявления войны». Чем не угодили газовщики администрации? А ничем: плохие вы – и все тут.

Устами городской власти заговорил ТЭК. Его сотрудники озвучили следующие мысли: условия аренды невыгодны для города (так поднимите арендную плату! – Авт.); отсутствует ориентация на социальные нужды (вот придет ТЭК – ужо будет ориентация! – Авт.)... И – убийственный аргумент: исторически «Ленгаз» входил в Главное топливно-энергетическое управление Исполкома Ленсовета, ныне – ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга».

Однако суд это «восстановление исторической справедливости» не признал. «Ленгаз» подал иск о признании распоряжения о передаче сетей ТЭКу недействительным, и КУГИ с треском проиграл суды в трех инстанциях.

Ровно год пришлось администрации, а как следствие – и ТЭКу, кусать локти и облизываться. Все это время «Ленгаз» пытался растолковать должникам, что не худо бы заплатить. Шли суды. Особо непонятливым отключали газ. Неплатежи, затеянные с целью укротить строптивый кооператив, в конечном счете могли ударить по тем потребителям, что исправно носили квитанции в сберкассы.

Те, кто решил придушить «Ленгаз» экономически, будто забывали, что деньги предназначены, в том числе, и на обслуживание газовых сетей, иными словами – на безопасность. Но, закусив удила, власти города мчались к заветной цели: передаче газоснабжения под крыло ТЭКа. И надо отдать должное их изобретательности. Вероятно, умные люди рассудили так: что есть эти самые газовые сети, если отобрать у «Ленгаза» бюджетное финансирование их ремонта и обслуживания, передав деньги ТЭКу? И аккурат в годовщину пресловутого и трижды недействительного распоряжения КУГИ из-под пера губернатора выходит новый документ.

12 апреля 2002 года принято решение о «перераспределении лимита финансирования бюджетных ассигнований...». В переводе с чиновничьего языка это означает: те 48 миллионов рублей, что прежде давали «Ленгазу» на обслуживание и ремонт арендуемых им сетей, «Ленгазу» не дадим. А дадим ТЭКу, пусть он ремонтирует и обслуживает.

А теперь угадайте с трех раз: где работают специалисты, способные выполнить эту работу? ТЭК угадал сразу, поэтому решил, получив деньги из бюджета, привлечь «Ленгаз» в качестве подрядчика. Но если раньше «Ленгаз» выступал одновременно и заказчиком, и подрядчиком, то теперь первая функция перешла к ТЭКу, что не могло не сказаться на цене вопроса. Все это привело к тому, что вместо 40 километров сетей было отремонтировано 13. Спохватившись, власти «взяли ход обратно», и часть бюджетных денег была отобрана теперь уже у ТЭКа и возвращена «Ленгазу».

И вот тогда на удивление своевременно «всплыла» старая история арбитражных споров между «Ленгазом» и юридической конторой «Энергоправо-Консалт». Именно по иску последней в феврале нынешнего года был наложен арест на имущество и счета «Ленгаза».

В 1998 году юридическая контора взялась посредничать между «Ленгазом» и его самым крупным должником – «Ленэнерго». В дебрях невероятно сложных взаимоотношений этой тройки можно погрязнуть навечно. Объяснить их человеку непосвященному невозможно. Все поссорились, все сочли себя обманутыми, все пожаловались на всех. В конце концов суд признал договор уступки права требования долгов – цессии – недействительным...

У нас нет оснований очень крепко связывать интересы ТЭКа и «Энергоправа», а посему будем опираться на первоисточник. Господин Прохоров, прибывший в Петербург из Перми в 1998 году и учредивший юридическую контору за пару недель до того, как договориться с «Ленгазом» и «Ленэнерго», выразился так: «Мы – как сапрофит на теле кита – ТЭКа. Его юристы «сливают» нам информацию, которая позволяет накладывать арест на счета «Ленгаза». Коротко и ясно.

В марте нынешнего года был снят арест со счетов «Ленгаза». И это – последняя сводка боевых действий. Мы с любопытством будем ждать ответных ходов городской администрации или ТЭКа.

НАКОНЕЦ СБЫВАЮТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ...

Интересы Топливно-энергетического комплекса Петербурга всякий желающий связывает с Игорем Владимировичем Яковлевым. С удовольствием смакуют эту тему средства массовой информации. Насколько обоснованны подобные слухи?

В ноябре 1998 года распоряжением губернатора администрации города имущество Пушкинского филиала ТЭК было передано некоему ЗАО «Лентеплоснаб». Условия «сделки» были несколько... неоднозначными. Однако удивляться мы не будем, так как тогда, видимо, только отрабатывался механизм передачи имущества распоряжением администрации города. Руководителем ЗАО «Лентеплоснаб» значился господин Кузьмин, его заместителем – господин Котляревский.

А летом 2002 года, как написали средства массовой информации, в правоохранительные органы обратился с заявлением директор ЗАО «Межрегиональный промышленно-коммерческий концерн» Ильгар Ахундов: «Прошу Вас возбудить уголовное дело... в отношении должностных лиц ГУП «ТЭК СПб»: генерального директора Дубова К. С., первого заместителя по экономике и финансам Кузьмина А. В., начальника контрольно-экспертного управления Пазухина С. В., и лиц, входящих в созданную организованную преступную группировку Соколовского и Котляревского под руководством сына губернатора города Яковлева...» Далее речь шла о том, как от него, руководителя компании, занимающейся ремонтом теплосетей и котельных, вышеуказанные господа требовали «хищения бюджетных средств путем приписок в актах выполненных работ».

Стоит отметить, что с далекого 1998-го господин Кузьмин сменил место работы – стал заместителем директора ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Что же касается Котляревского, ныне он возглавляет компанию «Торговый двор», в офисе которой на Галерной проходил обыск в рамках уголовного дела, возбужденного по заявлению Ахундова. В 2000 году именно эта фирма благоустраивала территорию возле главной губернаторской гордости – Ледового дворца. А на Галерной искали документы ТЭКа.

То, что сын градоначальника поименован в заявлении в правоохранительные органы, не означает ничего. То, что человек, упомянутый в том же документе, совершил карьерный взлет по топливно-энергетической лестнице, не означает ничего. То, что офис компании, засветившейся близ Ледового дворца, подвергнут обыску в рамках уголовного дела, не означает ничего.

Иными словами, недобросовестные намеки и чудовищные подозрения в адрес Игоря Владимировича Яковлева абсолютно беспочвенны.

ПОЯСНЕНИЕ

Монополии – естественные и противоестественные

Разговор об этой своеобразной охоте и о том, как «Ленгаз» превратился в соблазнительную «дичь», невозможен без понимания одного момента: кого и чем так манят городские газовые сети?

В первую очередь естественные монополии – это крупные финансовые потоки, которые даже в эпоху перемен все равно будут впадать в подставленные карманы. Всегда и всем будут нужны тепло, свет, газ. Газ – особенно: он, применительно к Петербургу например, служит источником для работы многих котельных и «Ленэнерго», и Топливно-энергетического комплекса. И тот, кто положит руку на газовый «рубильник», завладеет как экономическим, так и политическим рычагом: включать и выключать свет, газ, тепло сможет, исходя из собственных мотивов, а значит – может получить контроль над макроэкономикой в рамках региона.

Щелкнув выключателем, можно воздействовать на неплательщика самым эффективным способом. Сами монополисты достаточно сильно зависят друг от друга: газовщикам нужно электричество, энергетикам – газ, ТЭКу – электричество... Все они перманентно что-то должны друг другу, но эти взаимоотношения никого бы не заинтересовали, кабы главным и всеобщим должником не был бюджет. И поэтому вполне объяснимо желание городских властей получить доступ ко всем рубильникам. Если возмущенный кредитор дерзнет потребовать денег, его образумят, перекрыв, например, газ.

Соперничать с «Ленэнерго», с громадой РАО «ЕЭС», - что теленку с дубом бодаться, хотя и такие попытки Смольный предпринимает. Куда как лучше разговаривать с энергетиками на языке пресловутых рубильников! Государственное унитарное предприятие ТЭК – и без того в руках городской власти. Остается что? В те же руки переложить газовое хозяйство. Тут и «Ленэнерго», может, подобреет.

Ну и, конечно, газовые плиты на кухнях у избирателей... Их нужно не только снабжать голубым огоньком, но и время от времени менять за счет бюджетных средств. Тоже, знаете ли, политика.

СПРАВКА

Действующие лица и исполнители

Государственное предприятие «Топливно-энергетический комплекс» практически единолично – на 85 процентов – владеет тепловыми сетями. Однако эта «одна из крупнейших в мире систем теплоснабжения» (почти 600 котельных, 5 тысяч километров теплотрасс), если верить интернет-изданию «Ленинградская правда», не очень охотно следит за собственным техническим состоянием. Износ оборудования, по утверждению того же издания, доходит до 50 процентов, хотя деньги из городского бюджета ТЭК качает исправно.

Задача «Ленгаза» - транспортировка топлива от поставщика, коим является «Межрегионгаз», к потребителю, причем по исправным трубам, с нормальным давлением, без протечек и аварий. Это своего рода «железная дорога», где по «рельсам» вместо поездов бежит газ. Саму «дорогу» «Ленгаз» арендует у города. Договор заключен в 1996 году и впоследствии пролонгирован до 2015 года.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Пресс-служба ГУП «ТЭК СПб» выразила свою позицию так:

- Условия аренды «Ленгазом» газовых сетей невыгодны для города. Продолжается утомительный арбитражный процесс, суть которого – отказ ПК ГГХ «Ленгаз» платить аренду в размере около 63 миллионов рублей в год. Это вместо смехотворных 4 с небольшим миллионов.

В кооперативе нет городского участия. Это приводит к тому, что ПК ГГХ «Ленгаз» выступает сразу в нескольких взаимоисключающих ролях: как подрядчик, заказчик и контролер собственных работ. Многие бюджетные платежи ПК ГГХ «Ленгаз» основаны на данных, источником которых является сам ПК ГГХ «Ленгаз». ГУП «ТЭК СПб» вынуждено выступить в роли заказчика строительства новых участков газовых сетей за счет бюджетных средств, поскольку только в таком режиме администрация Санкт-Петербурга имеет возможность установить необходимый контроль над расходованием денег.

В экономической политике «Ленгаза» отсутствует ориентация на социальные нужды населения. Наиболее ярким примером такого подхода является самовольное изменение «Ленгазом» принципа проведения обследования бытовых приборов. Если раньше такое обследование было обязательным и проводилось регулярно, то теперь ПК ГГХ «Ленгаз» обследует плиты и колонки лишь по заявлениям жильцов.

И один из своих прежних аргументов пресс-служба ТЭКа отвергла наотрез. Речь идет о том, что исторически «Ленгаз» входил в Главное топливно-энергетическое управление Исполкома Ленгорсовета – ныне ГУП «ТЭК СПб»:

- Апеллировать к историческому опыту как к причине восстановления былых форм хозяйствования – нелепость.

Точка зрения ГУП «ТЭК СПб» по поводу сложившейся ситуации в целом такова:

- ПК «ГГХ «Ленгаз» продемонстрировал на ряде конкретных примеров частую деструктивность своей позиции, что выразилось в неоднократных отключениях котельных, необоснованном снижении параметров, безответственных заявлениях в СМИ. Сегодняшнее сложное положение ПК ГГХ «Ленгаз» является закономерным отражением и итогом его экономической и социальной политики, следствием управленческих решений, принятых менеджментом кооператива в годы «самостоятельного» хозяйствования.

Ирина Тумакова

«Ваш Тайный Советник»

КОММЕНТАРИИ "ФОНТАНКИ"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях