В последнее время в петербургском метрополитене появились «люди в синем». Это такие мужчины, похожие костюмами на летчиков гражданской авиации. Что они делают в метро и каковы их полномочия?
До перестройки метрополитен относился к железной дороге. Соответственно все статьи Административного кодекса, относившиеся к правонарушениям в электричках, действовали и на территории подземки. В начале девяностых годов метро стало одним из видов городского муниципального пассажирского транспорта. С этого момента по КоАПу оно приравнивалось к «общественным местам». Действовали на его территории и Правила пользования метрополитеном (утверждены 29 июня 1998 года).
Человек перепрыгивал через турникет, его задерживали, проводили профилактическую беседу и... отпускали: ведь он ничего не нарушил, была лишь попытка. То же самое - с задержкой отправления поезда, когда кто-то держал двери уже после объявления «Осторожно, двери закрываются!».
Выход был найден. По инициативе комитета по транспорту Санкт-Петербурга и с учетом предложений руководства метрополитена в городской ЗакС поступил проект закона «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном». 10 июля 2002 года Законодательное собрание этот закон приняло.
Примерно в это же время в метрополитене была организована новая структура с крайне расплывчатым названием - «служба развития договорных отношений». Именно ее сотрудники (называемые инспекторами) и есть те самые «люди в синем».
Сколько их – неизвестно (закрытая информация), но то, что на каждой станции они есть, – это точно. Как объяснил пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Виктор Морокин, в их обязанности прежде всего входит пресечение несанкционированной торговли на территории подземки (а то раньше в вестибюлях кошками торговали!). Кроме этого, чтобы разгрузить бухгалтерию метрополитена, они ведут дела с торговцами, реализующими в подземке те или иные товары на законном основании.
Теперь о штрафах. При нарушении выше обозначенного закона (в части, относящейся к метро) составлять протоколы на правонарушителя имеют право сотрудники трех отделов метрополитена: контролеры, служба движения и уже упоминавшаяся служба развития договорных отношений. (Кстати, уж не для этого ли она создавалась?) Сотрудники милиции в законе как правоприменители не указаны и штрафовать не могут. Но, как говорят в УВД на метрополитене, милиционеры оказывают всяческое содействие инспекторам, в том числе и в выявлении нарушений, подпадающих под тот или иной пункт закона.
За период с 1 октября по 10 ноября прошлого года за нарушение пунктов закона о правилах пользования метрополитеном инспекторами службы развития договорных отношений было собрано штрафов на сумму около 45 тысяч рублей. Наряду с этим возросли выручки в кассах метро – опасаясь штрафа, многие потенциальные «зайцы» предпочитают оплачивать проезд. Меньше приходится работать и уборщицам: по мнению сотрудников метро, в вестибюлях, на платформах, в вагонах и на эскалаторах стало чище. И все благодаря закону. Кстати, согласно пункту 6, четвертой статьи этого документа, сумма административного штрафа зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга
То, что такой закон был нужен, сомнения не вызывает. Метрополитен действительно зона повышенной опасности, и за ряд противоправных действий должно быть предусмотрено наказание. Однако ряд пунктов, мягко говоря, вызывает удивление.
Так пункт 7 запрещает пребывать на территории метро с предметами, которые могут загрязнить либо повредить одежду граждан, салоны вагонов, сооружения и устройства станции (штраф - половина МРОТ). К таким предметам разработчики закона отнесли пищевые продукты без упаковки и в открытой упаковке, а также напитки в открытой упаковке. Действительно, в законе понятие «напиток в открытой упаковке» прописано четко: это бутылки, банки, тетрапакеты, которые после нарушения их целостности закрыть обратно нельзя. А вот бутылочки с крышкой (в случае если вы держите ее в руках и можете в любой момент закрыть емкость) под это определение не попадают, пить из них можно.
Намного сложнее с продуктами в открытой упаковке. Можно ли считать килограмм томатов, перевозимых в сумке, но не находящихся в вакуумной упаковке, закрытым – неизвестно. К примеру, если сумка порвется и помидоры выпадут на перрон, исходя из каких критериев будет проводиться оценка: имело ли место нарушение статьи данного закона или – нет?
А вот пункт 5 закона. Он запрещает не соблюдать направления движения, установленные информационными указателями, и препятствовать организованным пассажиропотокам (штраф - половина МРОТ). В ряде мест (например, переход со станции «Гостиный Двор» на «Невский проспект») запрет убедительный. Но есть ведь и участки, где эти правила неприменимы. Пассажиропотоки там постоянно пересекаются, и с этим ничего не поделаешь. Какой из потоков считать организованным – неясно. И тогда можно хватать практически каждого и штрафовать. Спрашивается, зачем нужен закон, который можно трактовать двояко, трояко и так далее?
Тот же пункт запрещает задерживать отправление поезда со станции. По всей вероятности, имеется в виду, что человек не должен входить или выходить после предупреждения «Осторожно, двери закрываются!». Но ведь случается, что люди еще не успели сесть в вагон, а двери уже начали захлопываться. В ряде случаев человек может избежать правонарушения, отойдя от дверей, но если сзади напирает толпа? Куда деваться? Остается надеяться на победителя, простите, на милость правоприменителя.
Из разряда предположений. О какой службе у нас ходит больше всего слухов о взяточничестве? О ГИБДД. Почему? Одно из объяснений – постоянный контакт с потенциальными нарушителями. Хочется надеяться, что об инспекторах службы развития таких разговоров не будет, поскольку почва для этого, если проводить параллели с ГИБДД, есть: пункт 1 статьи 28.6 КоАП позволяет брать штраф наличными, на месте, без оформления протокола.
Еще хочется надеяться, что у инспекторов не будет «плана» - сколько человек он должен оштрафовать по тому или иному пункту закона в месяц (такие слухи постоянно ходят о ГИБДД). Информация к размышлению: по словам Виктора Морокина, многие из инспекторов службы развития договорных отношений – бывшие сотрудники правоохранительных органов...
Еще вопрос: как между собой поладят инспектора и сотрудники УВД метрополитена? Не произойдет ли у них конфликт на почве «чья это корова, и кто ее будет доить?» - задачи-то в ряде случаев (пресечение деятельности нищих, торговцев без лицензии) одни и те же?
Олег Булух,
«Ваш Тайный советник» специально для «Фонтанки»
Полный текст статьи можно прочитать в 60-м номере газеты «Ваш Тайный советник».