5 и 6 апреля в Эрмитажном театре и Институте Про Арте пройдут выступления Ширин Нешат - американской художницы иранского происхождения, которая является сегодня одним из наиболее популярных и оригинальных авторов, работающих в кино и с видео. Ее зовут Ширин Нешат. Сегодня, 5 апреля, она прочтет петербуржцам лекции и покажет свои фильмы, а в субботу в Институте Про Арте Ширин Нешат проведет мастер-класс и снова покажет фильмы.
Как сообщает «Арт-Питер», Ширин Нешат родилась в 1957 году в Иране, в городе Казвин, а с 1974 года живет и работает в Нью-Йорке. Окончив школу на родине, она приехала в США для изучения истории искусства в Калифорнийском Университете в Беркли. Революционные события 1979 года помешали возвращению Нешат на родину, и только в 1990 году она снова оказалась в Иране, где за эти годы произошли кардинальные изменения. Потрясенная увиденным, Нешат называла свою поездку "пугающей" и отнесла к событиям "наиболее шокировавших" ее в жизни.
Поездка в Иран во многом определила характер ее творчества, вдохновила на создание произведений, затрагивающих проблемы мусульманского общества. В фотографических сериях "Unveiling" ("Разоблачение", 1993) и "Women Of Allah" ("Женщины Аллаха", 1994-1997) Нешат передает свое амбивалентное отношение к идеологии феминизма и Ислама. Художница признает свою очарованность Востоком, но не скрывает внутренней отстраненности от него. На фотографиях серии "Женщины Аллаха" в качестве модели выступает сама Ширин Нешат.
В 1996 году Нешат начала экспериментировать в области кино. Трилогия видео-инсталляций в форме двойных видео-проекций развивает темы ее ранних фотографических работ. Три фильма "Turbulent" ("Беспокойный", 1998), "Rapture" ("Восторг", 1999) и "Fervor" ("Страсть", 2000) сфокусированы на противопоставлении мужской и женской роли в исламском обществе. Подчеркивая разделение мира на "мужское" и "женское", Нешат проецирует свои фильмы на противоположные стены, помещая зрителя в центр художественного пространства, заставляя его играть активную роль.
Видео-работы Нешат минималистичны по своему художественному решению, подобно ее фотографиям, и выполнены в черно-белой гамме. Костюмы героев и символы, вызывающие ассоциации с религиозными и социальными кодами исламского общества, метафоричны и оказывают на зрителя почти гипнотическое воздействие. Контрасты во взглядах на роль мужчины и женщины в странах мусульманского мира подчеркиваются контрастами цвета. В 1999 году вышел фильм Нешат "Soliloquy" ("Монолог"). Главная героиня (не исключено, что этот образ во многом автобиографичен) находится в непрерывном диалоге с Востоком и Западом, между традицией и современностью. Работы Нешат сосредоточены на исследовании исламских культур, выражают идеи утраты и памяти. "Turbulent" принесла автору Первую Международную Премию на Венецианской Биеннале и международную известность.
В числе последних работ Нешат - видеофильмы, созданные в 2001 году: "Possessed" ("Одержимая"), героиня которого всем своим обликом и поведением противоречит стереотипным представлениям о том, как должна выглядеть "женщина Востока", и "Pulse" ("Биение"). В каждом фильме универсальное значение раскрывается через рассказ о частном. В этих рассказах нет диалога, автор пользуется языком поэтических образов. Неотъемлемой частью работ Нешат стало звуковое сопровождение. Экзотическая музыка и вокал усиливают магнетизм визуального ряда. Сьюзан Дейхим - автор почти всех саундтреков к работам Нешат - помогает ей мастерски использовать и сочетать в своих работах различные музыкальные традиции. Летом 2001 года в нью-йоркском Линкольн Центре состоялась премьера совместной работы Ширин Нешат и Филипа Гласса - фильм "Passage" ("Шествие").
Критикуемое на родине творчество Ширин Нешат получило заслуженное признание во многих странах. Ее недавние выставки прошли в крупнейших музеях и галереях США, Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Швеции, Японии.
Во время выступлений Ширин Нешат в Москве с ней встретилась корреспондент газеты «Время Новостей»:
- Считается, что женщина на Востоке полностью подавлена обществом. Но у вас именно женщина совершает поступки...
- Поскольку женщины находятся под наибольшим давлением, то их реакция на все происходящее очень сильна. Участие их во всех процессах, которые происходят сейчас в Иране, очень велико.
- Ваши работы противопоставляют Восток - Западу, женщину - мужчине. Какие противоречия кажутся вам более глубокими - политические, религиозные, социальные?
- Не знаю. Для меня важнее всего существование самих противоречий. Мне необходима другая сторона, иные ценности, чтобы показать предмет, рассказать о том, что меня интересует. Тогда работа кажется более провокационной и интересной. Мужчины появляются в моих работах только как противоположность женщине. Так же Запад необходим мне, чтобы полнее выразить Восток.
- Где вы сами в этой ситуации?
- Я не принадлежу ни одной стороне и нахожусь где-то между цивилизациями. Я наблюдатель, делаю то, что хочу, что мне интересно. Я не претендую на то, чтобы знать все, я не эксперт. Люди иногда ждут от меня большего. - Трудно ли быть посторонней?
- В Иране некоторые художники считают, что мне повезло: взгляд на вещи со стороны более точен. К тому же меня не контролирует правительство. Но иногда в Иране меня упрекают в том, что я посторонняя и чего-то не знаю.
- А фундаменталисты? Их не возмущает ваше творчество? - Они просто не подозревают о моем существовании.
- Что изменилось в отношении к исламскому миру после 11 сентября и как это отразилось на вас?
- Всегда было непонимание с обеих сторон. Оно возникало даже на уровне языка. Сейчас все противоречия достигли наивысшей точки, и каким-то образом это проявится в том, что я делаю. Но не впрямую. Потому что мои работы - это не свидетельство и не репортаж, а очень личное восприятие мира.
Фонтанка.ру (по сообщениям информационных агентств)