Канадская пара Джемми Сале и Дэвид Пеллетье убеждена, что их «ограбили» судьи. Но у обладателей первых российских золотых медалей нет повода для беспокойства. Себя они могут утешить мыслью, что Бог вернул им «должок» за Ванкувер. Москвина напомнила журналистам, что год назад на мировом чемпионате первое место досталось Сале и Пеллетье тоже со скандалом и тоже с преимуществом в один судейский голос.
Первое золото России на Олимпиаде, добытое питерскими фигуристами Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе, принесло и первый скандал. Канадская пара Джемми Сале и Дэвид Пеллетье убеждена, что их «ограбили» судьи.
«Когда мне перевалит за 50, и я возьму эту медаль в руки, то скажу сам себе: «Кажется, она сияет недостаточно. Она должна быть золотой». Таково самое корректное заявление канадца Дэвида Пеллетье по окончании соревнований спортивных пар. В других случаях он заявлял, что зол и что наступил «самый бандитский день» в его жизни. «Это настоящий кошмар, -- вторила Джемми Сале. – Нас просто засудили».
Сале и Пеллетье откатали свою произвольную программу на музыку «Вестсайдской истории» без единой ошибки, тогда как Антон Сихарулидзе потерял равновесие в одном из прыжков – двойном акселе, а Елена Бережная нетвердо опустилась на лед после подкрутки. Но полторы помарки не помешали судьям из России, Польши, Украины, Китая и Франции поставить российскую пару на первое место. Арбитры из США, Канады, Японии и Германии, разумеется, были иного мнения.
Увидев оценки, и поняв, что золото уплыло, Пеллетье обхватил лицо руками, а Сале не смогла сдержать слез. Они были уверены, что первое место в кармане. Шансов дожить на льду до следующих Зимних Олимпийских Игр у канадской пары немного – партнеру сейчас 27, а партнерше 24.
Истерика и истерия
Лори Николь, хореограф Сале и Пеллетье, заявила, что «судейское решение позорит спорт». «Это наихудшее из всего, что случилось в фигурном катании за много лет», -- убежден тренер канадцев Фрэнк Кэролл. Он работал в 1980-м на Играх в Лэйк-Плэсиде с Линдой Фраттиан, которую лишили золотой медали в женском одиночном катании судьи «восточного блока», отдавшие тогда первое место спортсменке из ГДР Аннет Петч. -- «После такого начинаешь понимать людей, которые требуют исключить фигурное катание из программы Олимпийских игр. Это не настоящий спорт, а игровое шоу».
Газеты Северной Америки тоже негодуют. Припомнили Бережной допинг на ЧМ- 2000, требуют реформ в спорте, обвиняют судей в нарушении олимпийской клятвы... «Какой стыд! Какой обман!» («Торонто Стар»), «Безупречного катания больше недостаточно для золота!» («Оттава Сан»). Выпуски теленовостей начинаются с рубрики «Олимпийское ограбление». Одна компания рассказала, что на родине Пеллетье, во франкоязычной провинции Квебек, проходят акции протеста. Другой канал на том самом монреальском катке, где канадская пара готовилась к Олимпиаде, нашел маленькую девочку, плакавшую перед камерой из-за «серебра» кумиров. Телевизионщики даже откопали где-то юную однофамилицу Пеллетье, Каролин, тоже фигуристку, заявившую, что теперь ей «незачем кататься». «Я не хочу, чтобы меня так же засудили на каком-нибудь крупном турнире».
Олимпийская делегация Канады потребовала официального разбирательства. Международный союз конькобежцев (ISU) пока ограничился тем, что объявил о проведении «независимой оценки видеозаписи выступления обеих пар».
Непоколебимая Москвина
Бережная и Сихарулидзе сохраняют спокойствие. «Это было катание на золотую медаль – настаивает Сихарулидзе. – Я не упал после двойного акселя, и не допустил большой ошибки. Мы даже не потеряли синхронность и не сбили эмоциональный настрой».
Того же мнения и тренирующая фигуристов Тамара Москвина. «Лена и Антон откатали произвольную на более высокой скорости, чем канадцы, у них была лучше дорожка шагов, их программа разнообразне, а поддержки выглядели намного сильнее», -- считает наставник. Москвина напомнила журналистам, что год назад на мировом чемпионате первое место досталось Сале и Пеллетье тоже со скандалом и тоже с преимуществом в один судейский голос. Но поскольку дело было в канадском Ванкувере, резонанса тот инцидент не получил. Хотя тогда преимущество «Чаплина» над программой канадцев было очевидным.
Тамара Москвина, к ее чести, не стала напоминать, что в Ванкувере организаторы соревнований пошли на откровенный подлог – в видеоматериале, который был представлен судьям для повторного обозрения, вырезали кусок, запечатлевший, как Сале и Пеллетье почти на 10 секунд потеряли синхронность в движениях. Тренер Бережной и Сихарулидзе в Солт-Лейк-Сити ограничилась тем, что заявила: «Все это быстро забудется. А золотая медаль останется у ребят до конца их дней».
Обратного хода нет
Единственное, что выдало внутреннюю дрожь победителей – скандал в пресс- центре с русскими журналистами. На их вопросы, заданные по-русски, чемпионы отвечали по-английски. «Вам не стыдно, что вы не говорите на родном языке? Вы не уважаете свою страну и свой народ!» – упрекнул Сихарулидзе один из репортеров. И фигурист сорвался: «Если в собираетесь и дальше говорить со мной в таком духе, я не буду общаться с вами ни на каком языке».
Но у обладателей первых российских золотых медалей нет повода для беспокойства. Себя они могут утешить мыслью, что Бог вернул им «должок» за Ванкувер. Кроме того, Бережная и Сихарулидзе поддержали давнюю традицию: с 1964 года «золото» на Олимпиадах в состязаниях спортивных пар наши спортсмены не отдают никому. А медали у ребят действительно не отберут -- создать такой прецедент не рискнет никто. Скорее уж президент ISU Оттивио Чикванта уволит судей, вынесших вердикт. Если, разумеется, будет за что.
Вот и президент Путин вступился -- прислал телеграмму с поздравлениями и назвал победу "великолепной". Максимум из возможного плохого для России – всплеск антирусских настроений в Солт-Лейк-Сити, сопряженный с «повышенной» принципиальностью судей к нашим спортсменам. Арбитры уже дуют на воду: чемпиона мира Евгения Плющенко, сорвавшего в короткой программе четверной прыжок, моментально задвинули на пятое место, лишив его шансов на «золото». Но не зря французский фигурист Стефан Бернади уподобил русских фигуристов дракону: на месте срубленной головы «П» выросла голова «Я». Победа Алексея Ягудина теперь ни у кого не вызывает сомнений.
Санкт-Петербургский Курьер