Контракт на его строительство между заводом и Минобороны был подписан еще в сентябре. Но только на нынешней неделе об этом проекте публично сообщил президент В. Путин. Дело в том, что «Гепард», на сдачу которого президент приезжал в Североморск, был заложен еще в советское время. Отвечая на вопросы, будет ли российский Военно-морской флот заказывать новые суда, в том числе надводные, президент и назвал корвет, который будет заложен на «Северной верфи». Он будет первым надводным военным судном — не считая катеров и судов на воздушной подушке, заказанным в последние 10 лет. Сейчас известна и дата закладки — 21 декабря.
Практически все тактико-технические данные нового судна отнесены к государственной тайне. Впрочем, морякам известно, что корветы по военной классификации относятся к легким (но не малым) судам. Первоначально корветом называли одномачтовый бриг с открытой оружейной палубой. В XX веке в зарубежных флотах к корветам относили суда водоизмещением до полутора тысяч тонн, двумя орудиями среднего калибра и зенитными установками, предназначенные для конвойного сопровождения и отчасти для крейсерских операций. В советском флоте такие корабли называли сторожевыми.
Что касается нового судна, то, очевидно, корвет XXI века будет отличаться от предшественников XX века так же, как они в свою очередь отличались от своих одномачтовых собратьев. Заказ Министерством обороны именно легкого судна объясняется, как можно предположить, не столько финансовыми возможностями заказчика (ведь на новые подлодки — «Юрий Долгорукий» и дизельную лодку четвертого поколения, которая сейчас строится на «Адмиралтейских верфях», деньги выделяются), сколько популярной в военно-морских кругах теорией «малых кораблей, решающих большие задачи». С появлением в конце прошлого века новых видов вооружений, носителем которых могут быть даже легкие суда, роль крупных кораблей — с мощной броневой защитой и полным комплексом вооружений (все артиллерийские калибры, набор тактического и стратегического ракетного оружия, противолодочного и зенитного вооружения), снижается. Такие корабли, разумеется, нужны для длительных операций в океане в отрыве от баз. Но с охраной территории страны и морей легкие корабли — фрегаты и корветы — могут справиться лучше океанских громадин.
Практически единственное, что известно о новом проекте, — он будет построен по технологии «стеллс», которая делает объект невидимым (точнее — маловидимым) для радаров. Но как это будет выглядеть?
Единой технологии «стеллсов» нет. Первоначально американцы ее придумали для своих бомбардировщиков В-1. Потом французы заложили серию из пяти морских фрегатов типа «Лафайет», но их облик и принципы защиты существенно отличаются от американских авиационных. Сейчас американская авиакорпорация «Локхид» сделала легкое морское судно, «невидимость» которому должны обеспечивать не только плавные, без углов, обводы, специальная краска и углеродные покрытия, но и пелена водной пыли, специально создаваемая при движении. Каким будет российский «стеллс», разработанный в КБ «Алмаз», — тайна. Очевидно, это будет оригинальная российская технология, рассчитанная именно на российские материалы и оборудование — это железное правило ВПК.
Корвет-невидимка — первое, но не последнее новое судно для российского ВМФ. В будущем году пройдет тендер на право постройки фрегата, за которое, как ожидается, будут бороться та же «Северная верфь», «Балтийский завод» и ряд других судостроительных фирм. Стоит добавить, что новым заказам радуются не только военные моряки и судостроители, но едва ли не в первую очередь — оборонные НИИ и КБ, потому что большая часть стоимости современного судна приходится на разработку и производство новых приборов и оборудования.
"Санкт-Петербургские ведомости"