Переустройство Кленовой аллеи, Замковой улицы и полупарка-полуплощади перед южным фасадом Михайловского горячо обсуждалось в городском градостроительном совете.
Яблоком раздора между архитектором и историками архитектуры стал вопрос: копать или не копать? И если копать, то заливать ли образовавшиеся каналы водою? Изыскания архитектурной мастерской ГИА, проведенные по заданию КГА в архивах с лупой и перед Михайловским замком с лопатой (было выкопано несколько шурфов), показали, что с момента строительства замка и как минимум до перестройки Карлом Росси в 1823 году площадь перед южным фасадом замка была окружена глубоким рвом. В центре острова высился памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли. За основу при моделировании площади была взята площадь Коннетабля во французском городишке Шантели. В 1721 - 1722 годах Павлик Романов, будущий император, а тогда всего лишь великий князь, оказался в Шантели, совершая поездку по Италии и Франции. Площадь Коннетабля (коннетабль - средневековый военачальник) одержимому рыцарством Павлу чрезвычайно понравилась. Впоследствии он навязал эту идею Винченцо Бренне. А конным военачальником на петербургской площади назначил своего прадеда. Пристроив наконец на достойное место заказанный Петром I памятник самому себе.
Содрогаясь за свою жизнь и потому окружив свой замок каналами, Павел оказал такую же услугу своему бронзовому прадеду. Канал вокруг памятника назвали Воскресенским. Три стороны его просуществовали до 20-х годов XIX столетия. А четвертую, непосредственно перед фасадом, закопали в 1879 году. Причиной стало невыносимое зловоние, источаемое застойной водой.
К этой идее - очищенная от деревьев площадь, четырехугольный канал вокруг нее и горделивый памятник посредине - решил вернуться архитектор Олег Сергеевич Романов, представивший проект на рассмотрение градостроительного совета. Благо деньги на осуществление его находятся. Архитекторы еще думают - копать или не копать. "Копать", - считает Олег Романов. После просмотра многочисленных вариантов он со своими соратниками остановился на варианте сухого канала. Для этого придется уйти в землю на 5,3 метра. По дну Романов предлагает пустить пешеходов. "Но что они оттуда увидят?" - удивляется эксперт КГИОП Татьяна Таратынова. "Проект блестящий, но отделение памятника от прочего пространства города противоречит идеям Карла Росси и разрушает целостность созданного им ансамбля. Кроме того, в каналы будут падать", - считает профессор архитектуры Владимир Лисовский.
Останется канал сухим или мокрым - вопрос пока открытый. Ясно только, что, если кто-то на дно все-таки упадет, архитектор Романов сухим из воды не выйдет.