По этому портрету можно прочитать целую лекцию о правлении Екатерины II. И наверняка экскурсоводы Эрмитажа теперь будут использовать такую возможность. А широкая публика — откроет для себя прекрасное полотно Андреаса Каспара Гюне. После десятилетий в запасниках картина вернулась в выставочный зал. Это стало возможным благодаря реставрации, осуществленной при поддержке Группы «СМП Банк».
Загадка одного произведения
Огромный портрет императрицы Екатерины II попал в Государственный Эрмитаж перед самой войной в 1941 году. До этого момента произведению искусства пришлось попутешествовать: из коллекции Бобринских оно попало в историко-бытовой отдел Русского музея. О полотне было мало что известно — об авторе и времени написания специалисты могли лишь догадываться. Даже рассмотреть картину в деталях хранители не могли: покрывавший ее лак потускнел, придав всему изображению коричневатый оттенок. Практически исчез задний план, фигура государыни находилась на фоне черного провала. Были и прорывы холста. Все это делало экспонирование предмета живописи невозможным, долгие годы оно находилось в фонде.
Восстановление эрмитажного экспоната началось в 2021 году. После необходимых исследований к реставрации приступила Лаборатория научной реставрации станковой живописи. Это была сложная работа, включавшая в себя комплекс мероприятий: укрепление красочного слоя, дублирование старой основы на новую. Сотрудники музея сняли несколько слоев лака, которые искажали авторский замысел и затемняли картину. Между покрытиями обнаружили «историческую» копоть, осевшую на изображение еще в XIX веке.
В девятнадцатом столетии, кстати, была проведена предыдущая реставрация, в ходе которой размер полотна уменьшили. Современным специалистам пришлось исправлять ошибки предшественников.
«Авторскую живопись на кромке загнули за раму, — рассказал художник-реставратор Максим Лапшин. — Мы развернули холст, и картина обрела первоначальный размер».
Под слоями копоти и лака обнажили авторскую надпись Андреаса Каспара Гюне, а также дату — 1790 год. Благодаря этому научные сотрудники смогли пролить свет на историю полотна.
Из Северной столицы в Южную
«Возрожденная историческая картина — часть серии, которая была написана по заказу Григория Потемкина для здания в Новороссии или в Крыму, — рассказывает старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Наталья Бахарева. — Вельможа мечтал построить на Днепре новую, Южную, столицу которая по пышности и великолепию не уступала бы Северной. Для нее, вероятно, и предназначались большеформатные полотна, объединенные идеей военного триумфа и процветания России под мудрым правлением Екатерины Великой».
Немецкий живописец Андреас Каспар Гюне не работал с натуры — он использовал образец, что являлось обычной практикой того времени. Вдумчивый читатель спросит: в чем же ценность этого произведения для нас, ведь изображений императрицы много?
«Да, лицо повторяет образцовый портрет, но такая, как говорили в XVIII веке, инвенция — композиция, сценарий — больше не встречается нигде, — отмечает Наталья Бахарева. — Одной этой картины хватит, чтобы прочитать лекцию о царствовании Екатерины, на полотне одновременно отражены несколько её ипостасей. Императрица изображена как государственный деятель: об этом говорит цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Как законодательница: она указывает на «Наказ», написанный ею для депутатов Уложенной комиссии. Как продолжательница дел Петра: рядом — Медный всадник. Как покровительница искусства: на это указывает здание Академии художеств».
Продолжавшаяся целый год реставрация заново открыла яркие краски и мельчайшие нюансы на полотне. Портрет снова воспринимается как торжественный, парадный — как это и задумывалось.
Не обошлось и без курьезов: судя по всему, Гюне спешил, и часто менял положение деталей на холсте. После реставрации стали заметны его эскизы. В результате, если приглядеться, у монархини можно заметить «четыре ноги» и «шесть пальцев» на правой руке.
Кто помог с реставрацией
В собрании Эрмитажа — более 3 млн экспонатов. Ежегодно реставрируется около 5000 объектов, но в основном, мелких. Картин, подобных портрету Екатерины II, специалисты восстанавливают считанные единицы. Во-первых, работа может занимать долгие месяцы. А, во-вторых, мероприятие это дорогостоящее. Поэтому значительная часть реставрационных работ осуществляется при поддержке бизнеса. В данном случае партнером проекта выступила Группа «СМП Банк».
«Мы благодарны нашим меценатам, особенно тем, кто помогает осуществлять реставрацию сложных вещей, — отметила, представляя картину, заместитель генерального директора, главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина. — Мы с удовольствием говорим им спасибо и надеемся на дальнейшее сотрудничество».
Компания и музей уже сотрудничали: во время пандемии банк поддержал онлайн-экскурсии.
«Реставрация портрета императрицы Екатерины II — это проект, который мы поддержали без всяких сомнений, и сейчас, по окончании работ, картину может увидеть любой посетитель Государственного Эрмитажа, — отметил управляющий филиалом АО «СМП Банк» в Санкт-Петербурге Александр Конышков. —Екатерининское правление совершенно справедливо называют «Золотым веком Российской империи», и я испытываю особенную гордость за то, что СМП Банк помог отреставрировать и сохранить для будущих поколений этот портрет Екатерины Великой».
Результаты совместного труда реставраторов и СМП Банка можно увидеть в зале №168 на постоянной экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».