Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город фонтанка pro Возвращение шедевра. Эрмитаж показал портрет Екатерины II после реставрации

Возвращение шедевра. Эрмитаж показал портрет Екатерины II после реставрации

15 400

По этому портрету можно прочитать целую лекцию о правлении Екатерины II. И наверняка экскурсоводы Эрмитажа теперь будут использовать такую возможность. А широкая публика — откроет для себя прекрасное полотно Андреаса Каспара Гюне. После десятилетий в запасниках картина вернулась в выставочный зал. Это стало возможным благодаря реставрации, осуществленной при поддержке Группы «СМП Банк».

Источник:

Загадка одного произведения

Огромный портрет императрицы Екатерины II попал в Государственный Эрмитаж перед самой войной в 1941 году. До этого момента произведению искусства пришлось попутешествовать: из коллекции Бобринских оно попало в историко-бытовой отдел Русского музея. О полотне было мало что известно — об авторе и времени написания специалисты могли лишь догадываться. Даже рассмотреть картину в деталях хранители не могли: покрывавший ее лак потускнел, придав всему изображению коричневатый оттенок. Практически исчез задний план, фигура государыни находилась на фоне черного провала. Были и прорывы холста. Все это делало экспонирование предмета живописи невозможным, долгие годы оно находилось в фонде.

Восстановление эрмитажного экспоната началось в 2021 году. После необходимых исследований к реставрации приступила Лаборатория научной реставрации станковой живописи. Это была сложная работа, включавшая в себя комплекс мероприятий: укрепление красочного слоя, дублирование старой основы на новую. Сотрудники музея сняли несколько слоев лака, которые искажали авторский замысел и затемняли картину. Между покрытиями обнаружили «историческую» копоть, осевшую на изображение еще в XIX веке.

В девятнадцатом столетии, кстати, была проведена предыдущая реставрация, в ходе которой размер полотна уменьшили. Современным специалистам пришлось исправлять ошибки предшественников.

«Авторскую живопись на кромке загнули за раму, — рассказал художник-реставратор Максим Лапшин. — Мы развернули холст, и картина обрела первоначальный размер».

Под слоями копоти и лака обнажили авторскую надпись Андреаса Каспара Гюне, а также дату — 1790 год. Благодаря этому научные сотрудники смогли пролить свет на историю полотна.

Источник:

Из Северной столицы в Южную

«Возрожденная историческая картина — часть серии, которая была написана по заказу Григория Потемкина для здания в Новороссии или в Крыму, — рассказывает старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Наталья Бахарева. — Вельможа мечтал построить на Днепре новую, Южную, столицу которая по пышности и великолепию не уступала бы Северной. Для нее, вероятно, и предназначались большеформатные полотна, объединенные идеей военного триумфа и процветания России под мудрым правлением Екатерины Великой».

Немецкий живописец Андреас Каспар Гюне не работал с натуры — он использовал образец, что являлось обычной практикой того времени. Вдумчивый читатель спросит: в чем же ценность этого произведения для нас, ведь изображений императрицы много?

«Да, лицо повторяет образцовый портрет, но такая, как говорили в XVIII веке, инвенция — композиция, сценарий — больше не встречается нигде, — отмечает Наталья Бахарева. — Одной этой картины хватит, чтобы прочитать лекцию о царствовании Екатерины, на полотне одновременно отражены несколько её ипостасей. Императрица изображена как государственный деятель: об этом говорит цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Как законодательница: она указывает на «Наказ», написанный ею для депутатов Уложенной комиссии. Как продолжательница дел Петра: рядом — Медный всадник. Как покровительница искусства: на это указывает здание Академии художеств».

Продолжавшаяся целый год реставрация заново открыла яркие краски и мельчайшие нюансы на полотне. Портрет снова воспринимается как торжественный, парадный — как это и задумывалось.

Не обошлось и без курьезов: судя по всему, Гюне спешил, и часто менял положение деталей на холсте. После реставрации стали заметны его эскизы. В результате, если приглядеться, у монархини можно заметить «четыре ноги» и «шесть пальцев» на правой руке.

Источник:

Кто помог с реставрацией

В собрании Эрмитажа — более 3 млн экспонатов. Ежегодно реставрируется около 5000 объектов, но в основном, мелких. Картин, подобных портрету Екатерины II, специалисты восстанавливают считанные единицы. Во-первых, работа может занимать долгие месяцы. А, во-вторых, мероприятие это дорогостоящее. Поэтому значительная часть реставрационных работ осуществляется при поддержке бизнеса. В данном случае партнером проекта выступила Группа «СМП Банк».

Источник:

«Мы благодарны нашим меценатам, особенно тем, кто помогает осуществлять реставрацию сложных вещей, — отметила, представляя картину, заместитель генерального директора, главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина. — Мы с удовольствием говорим им спасибо и надеемся на дальнейшее сотрудничество».

Компания и музей уже сотрудничали: во время пандемии банк поддержал онлайн-экскурсии.

«Реставрация портрета императрицы Екатерины II — это проект, который мы поддержали без всяких сомнений, и сейчас, по окончании работ, картину может увидеть любой посетитель Государственного Эрмитажа, — отметил управляющий филиалом АО «СМП Банк» в Санкт-Петербурге Александр Конышков. —Екатерининское правление совершенно справедливо называют «Золотым веком Российской империи», и я испытываю особенную гордость за то, что СМП Банк помог отреставрировать и сохранить для будущих поколений этот портрет Екатерины Великой».

Результаты совместного труда реставраторов и СМП Банка можно увидеть в зале №168 на постоянной экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».

Реклама.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях