Перед строительной отраслью поставлена задача — довести долю отечественных стройматериалов до 95%. Возможно ли добиться такого уровня, сколько времени потребуется и как это скажется на себестоимости, отвечает коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов.
Могут ли все пересесть на отечественные автомобили? Наверное, в обозримой перспективе, да. Стоит ли к этому стремиться? Вопрос риторический.
Доли материалов в строительстве всегда определялись классом недвижимости. В комфорт-классе подавляющий объем материалов отделки, оснащения и оборудования были отечественными. В дорогой недвижимости ситуация была практически обратная. Исключение базовые стройматериалы — они во всех проектах российского производства.
Если говорить о масс-маркете, на который приходится 80–85% спроса на недвижимость в России, то здесь переход на российское и так почти состоялся. Дорогая недвижимость будет переходить на отечественные материалы постепенно, по мере появления аналогов сопоставимого качества, внешнего вида и надежности. Но, скорее всего, полный переход не состоится никогда.
Повысить долю российских материалов и решений в премиальной недвижимости и бизнес-классе до 40–50% в теории можно в течение пары лет. Посмотрим, как сработает программа кредитования промышленности под 5%.
В технической возможности заменить какие-либо импортные стройматериалы сомнений не возникает. Но всегда есть вопрос адекватной цены и сроков.
Не таких материалов, которые невозможно заменить. Однако всегда есть вопрос адекватной цены и сроков. Себестоимость в любом случае вырастет. Сыграет роль увеличение спроса на отечественные решения в тех сегментах, где эти решения реально конкурентоспособны иностранным. Такие примеры существуют, и их сопровождает серьезный дефицит. Следовательно, растут цены. Так будет вплоть до насыщения рынка.
На практике ситуация будет развиваться так: частичное использование российских материалов и компонентов, частично — параллельный импорт, частично — новый импорт с Востока и из Азии. Комплектация проектов становится сложнее. Доли происхождения тех или иных материалов будут определяться классами строящейся недвижимости.