29.05.2020 11:12
5

«Мы хорошо пошалили в Петербурге». Артём Габрелянов — о съемках первого российского кинокомикса «Майор Гром»

Основатель издательства Bubble рассказал «Фонтанке», как снимался первый российский кинокомикс, кто перепел песню Цоя для трейлера и как разбрасывали по Петербургу 900 тысяч рублей.

В 2021 году в прокате стартует первый российский кинокомикс «Майор Гром», снятый по одноимённой серии рисованных историй издательства Bubble. Съемки проходили в Петербурге и наделали шума в городе — на улице Зодчего Росси создатели устроили массовые беспорядки с поджогами и столкновения с полицией. Чуть позже посреди Дворцовой установили памятник «первому полицейскому Санкт-Петербурга», который многие приняли за настоящий, и перевернули инкассаторскую машину. А на улице Некрасова произошло странное ДТП — фургон пробил насквозь автобус, но остался целым.

Фото: из личного архива Артёма Габрелянова

По сюжету, майор полиции Игорь Гром (его играет актёр Александринского театра Тихон Жизневский) борется с серийным убийцей. Тот в соответствии со своими специфическими представлениями о справедливости устроил вендетту в городе и скрывается под маской чумного доктора. К сценарию приложил руку глава Bubble и сын основателя News Media Арама Габрелянова Артём Габрелянов, режиссёром стал автор музыкально-спортивной мелодрамы «Лед» Олег Трофим.

На презентации «Майора Грома», прошедшей 27 мая, участники проекта не стесняли себя в употреблении превосходных степеней: лента, по их словам, должна стать и «прорывом в нашем кинематографе», и «действительно бомбой». «Фонтанка» спросила у Артёма Габрелянова о политической подоплёке фильма и источниках его финансирования.

— Ваше издательство устроило презентацию «Майора Грома» в прямом эфире. Её вели главред Bubble Роман Котков и исполнительница главной роли Любовь Аксёнова. А вас не было. Почему?

— Мы решили уделить больше внимание актёрам, и не думаю, что мое лицо кому-то там было интересно и нужно. Всё, что я хочу сказать о проекте, я могу сказать, не влезая в кадр. Все презентационные ролики, которые мы показали, делались большой командой, я постарался передать максимум своего видения через вопросы на интервью, монтаж.

— К обеду 28 мая трейлер «Майора Грома» набрал на YouTube больше 350 тысяч просмотров — для вас это много или мало?

— Хотелось бы больше, под миллион, но работаем с тем, что есть. Судя по количеству просмотров и статистике — а она безумно крутая, меньше тысячи дизлайков почти на тридцать тысяч лайков, — мы скоро попадём в тренды YouTube. Трейлер фильма «Лёд-2» набрал 7 миллионов просмотров. Было бы круто побить его рекорд. Нам важно максимально зацепить новую аудиторию.

— Новая аудитория — это кто? Те, кто не читает комиксы и не смотрит кинокомиксы?

— Вопрос некорректен: я не знаю человека, который делил бы фильмы на «кино» и «кинокомиксы». Экранизация комикса — такое же широкое понятие, как и просто фильм, она может быть выполнена в самых разных жанрах и стилистике.

Мы рассчитываем и надеемся, что «Майора Грома» посмотрит максимально широкая аудитория. Именно поэтому снизили возрастную планку до «12+», пожертвовав несколькими сценами жестоких убийств. Мы ждём в зале подростков, их родителей. В принципе, это будет такой фильм, который можно всей семьей посмотреть. Потом интересно будет обсудить, кто тебе больше импонирует — Майор Гром или Чумной Доктор. Я хочу, чтобы проект жил не только во время пиар-кампании и проката, но чтобы дискуссии о нём переместились на кухни — чтобы каждый решал для себя, на чьей ты стороне, кто твой герой.

— Самый обсуждаемый вопрос после выхода трейлера: кто спел кавер на песню Цоя «Перемен». Если это голос какой-то известной певицы, то я её не узнала.

— Песню исполнила девочка, она несовершеннолетняя, живёт в Петербурге. Я с ней лично не знаком, её нашёл наш композитор Роман Селиверстов. По-моему, она даже не фанатка группы «Кино», но прониклась идеей и так круто спела! У неё меняется голос: сейчас он такой, а через месяц, может, будет уже совсем другим, нам повезло, что мы попали в это звучание.

Мы бы могли запросто позвать популярную исполнительницу — но это всё коммерческая история, которая перетекает в плоскость погони за наживой. А нам хотелось дать больше настоящести, что ли. Подростковое желание перемен сейчас для нашей страны актуально как никогда, поэтому песня в самое сердечко ударила. Я сам родился в 1987 году, на стыке двух разных государств, и у меня есть ностальгия по всему этому.

— Другие каверы в фильме будут?

— У нас есть разные прикидки по саундтреку, в том числе под монтаж подставляем песни ностальгические, с отсылками к СССР и девяностым. О том, что на 100 процентов их будем использовать, говорить рано — многие правообладатели и авторы ревностно относятся к своему творчеству, тем более к кавер-версиям. Но мы станем сражаться за право использовать каждую песню.

Фото: предоставлено Bubble Studios
Фото: предоставлено Bubble Studios
Фото: предоставлено Bubble Studios

— Вы говорите, что тема перемен для россиян актуальна как никогда, но одновременно — что для наших соотечественников важна ностальгия. Вам не кажется, что эти идеи друг другу противоречат?

— Не обязательно всё должно сочетаться. Футболка с джинсами у вас могут быть разного цвета, но друг к другу подходить. Мы не пытаемся поженить ностальгию с желанием перемен, это просто разные темы фильма.

— А политолог или социолог вам скажет, что у аудитории хаос в голове.

— Я очень люблю творчество Васи Ложкина. У него есть картина с лицом бабки, называется «Вернём всё взад». Так вот, мы не хотим вернуть всё взад. Просто приятно вспомнить какие-то эмоции. Ты смотришь на бандитов в масках хоккеистов из мультика «Шайбу, шайбу!», и у тебя в голове всплывает картинка о том, как ты ждал в детстве мультики по телевизору и какое счастье выше головы было, если покажут два вместо одного. Мы на такой уровень восприятия рассчитываем. Мы не про политику, а про человеческие эмоции.

— В книге о майоре Громе были отсылки к белоленточному движению и стёб над ним. Верно ли я понимаю, что эта линия из фильма исчезла?

— Тема в комиксе присутствовала, но стёба над белоленточным движением точно не было. Я сам пару раз был на тех митингах, так что и мыслей не возникало стебаться над людьми, которые выходили тогда на улицы. Это было актуально в 2012-2016 годах, а сейчас, если вы скажете 16-летнему парню: «Белоленточное движение», он на вас посмотрит, как на инопланетянина. Уже давно не проводилось больших митингов на Сахарова, Болотной, тема поутихла, и люди тоже немножко поостыли. В мире другая ситуация, мы все боремся за жизнь против коронавируса. Мы постарались сделать так, чтобы фильм интересно смотрелся не только в 2021 году, но и в 2031-м, и в 2041-м. Главная тема «Майора Грома» — уход от наказания и наказание за это более жесткими методами — будет популярна во все времена во всех странах. Я уверен, что и в Америке она зайдёт на ура.

— По вашим словам, темы оппозиции в фильме нет, но сцена митинга всё-таки там присутствует.

— Там даже не митинг, а бунты и беспорядки — если вы о той сцене, которая снималась на улице Зодчего Росси и за которую ваши коллеги нас так размазали по стенке.

— А что плохого для вас было в той новости? Журналист описал то, что видит, а ещё раньше мы писали, что люди на Зодчего Росси припарковаться не могут.

«Фонтанка.ру»

— Ничего плохого нет, но нам это сильно помешало в дальнейшем: согласования давали тяжелее. Чиновники прочитали про «плохих митингующих и хороших полицейских», и их это напугало. Основываясь на этой статье, нам говорили: «Нам проблем не нужно, мы запрещаем съемки». Хотя мы всё согласовали строго по закону, за несколько дней сделали все возможные объявления, а после съемок так улицу убрали, что люди из домов по соседству сказали, что никогда таким чистым этот участок не видели.

— Какой смысл вы вкладывали в эту сцену?

— Я не могу рассказать, это фильм надо смотреть. Но мы точно никогда не воспринимали её как политическую. Она больше про вырвавшийся огонь, который всё пожирает на своём пути.

— Кстати, этот бунт на Зодчего Росси мне напомнил концовку «Джокера». Он был источником вашего вдохновения?

— Может, и был бы, если бы мы не сняли эту сцену до выхода фильма «Джокер» в прокат. Увидеть в «Джокере» что-то похожее по картинке было забавно.

— Какой объем фильма снимался в Петербурге?

— У нас было 78 смен, из них 50 — в Санкт-Петербурге. То есть процентов семьдесят. Сцена в суде, если я не ошибаюсь, снималась в Академии художеств. Полицейским участком стал Мраморный дворец.

Фото: предоставлено Bubble Studios

— В фильме присутствует слово «шаверма», а ещё какие-то типично петербургские фишки туда включили?

— Чисто лексические — нет, но один из продюсеров, Михаил Китаев, — коренной петербуржец и хорошо знает город, он показал много разных объектов для съемок. У нас есть Исаакий — даже на постере; раскрыта тема рек и каналов. Есть баркас, на котором герои плывут по реке, показана зенитовская атрибутика. Мы прошлись по верхам — но из фильма чётко понятно, что действие развивается в Петербурге. Нам нравится имперское величие этого города. В Москве такого в принципе нет, а жаль.

Фото: предоставлено Bubble Studios

— А где и как снималась сцена с разбрасыванием денег, попавшая в трейлер? Во время презентации говорили, что разбросали 900 тысяч рублей.

— Там были и рубли, и евро, и доллары, но в рублевом эквиваленте — да, 900 тысяч. Снимали сцену на трёх разных улицах в центре Петербурга, а завершалась она на Дворцовой площади. Смысл в том, что ребята едут в инкассаторском фургоне, за ними погоня, у них открывается дверь, и деньги разлетаются. Снимали в несколько дублей: всё раздувалось, выкидывалось, а потом снова собиралось. Деньги были фальшивыми — обычная киношная бутафория с отметкой о том, что это фальшивка, но прохожие, конечно, пытались их подобрать — едет машина, из неё вываливаются купюры, чего бы не взять.

Фото: предоставлено Bubble Studios

— И сколько там было купюр — в килограммах?

— Не взвешивали, но это был полный фургон инкассаторский, то есть несколько кубических метров. Да, в Петербурге мы хорошо пошалили.

— К вопросу о деньгах... В 2017 году «РБК» писал, что бюджет фильма — 5 миллионов долларов. С тех пор что-то изменилось?

— Нет, за пределы этой суммы мы не выходили.

— Какие-то ещё источники, кроме инвестиций Арама Ашотовича (Арам Габрелянов, основатель холдинга News Media, вложил в фильм сына 5 миллионов долларов. — Прим. ред.), появились?

— Никаких. Финансирование от Фонда кино, Минкульта мы и не пытались получать.

— Почему? Они же любят тему с отечественными блокбастерами.

— Это круто, что они поддерживают блокбастеры, но мы бы не хотели к этому прибегать, потому что для нас важно сохранить творческую независимость. Мы и сами-то между собой с трудом договариваемся, а как только в процесс включаются третьи лица, начинается давление с их стороны. Помню, мы одно время общались с сотрудниками полиции — и выслушивали: «Это у вас не по законодательству, не по уставу, тут герой должен собирать бумажки». Если представить себе, что фильм бы поддержало МВД, мы бы полчаса смотрели, как майор Гром бумажки заполняет.

— Время премьеры названо как 2021 год. А более конкретная дата у вас есть?

— Не берусь загадывать. Мы принципиально не знаем, когда закончится вся история с коронавирусом, как и в каком объеме откроются кинотеатры. В 2021 году будет кровавая баня по сборам, выйдут все отложенные премьеры, но тянуть до 2022-го нельзя: нужно опускать забрало и бороться за каждый рубль.

— Каков ваш минимальный допустимый показатель по сборам?

— Скажу так: миллиард рублей — это успех для любого кино. У нас не так-то много фильмов-миллиардников. Всё что больше миллиарда — лотерея, и если человек говорит, что соберёт 2,5 миллиарда — либо он вам врёт, либо врёт себе. Там очень много факторов: погодные условия, хорошая экономическая ситуация в стране, общий эмоциональный фон. Но я боюсь, что фильм «Холоп» (собрал в прокате больше трёх миллиардов рублей. — Прим. ред.) ещё долго никто не сможет побить по сборам, потому что кинотеатров будет меньше и люди будут меньше ходить в кино.

— А вы хотите побить «Холопа»?

— Конечно, это здоровый спортивный интерес.

— Тему с чумой и коронавирусом будете использоваться в промокампании?

— Мы не хотим превращать трагедию в промо. История с коронавирусом, который мы не смогли предугадать и предотвратить, ещё отзовётся травмами для всего человечества. У нас нет никакого желания хайпиться на этой теме. У меня как минимум у нескольких знакомых умерли родственники от COVID.

— За рубежом фильм собираетесь показывать?

— Мы хотим выйти на зарубежных платформах, но менять фильм под требования англо-американской аудитории не хочется. Мы готовы поделиться с площадками вроде Netflix контентом — за деньги и новую аудиторию.

— В случае успеха «Майора Грома» какой следующей экранизацией займетесь?

— Конечно, нам бы хотелось снять «Бесобоя». Но пока объем работ, которые выполняют российские студии, недостаточен для того безумия, которое мы хотим видеть на экране. Там половину фильма нужно делать на графике — с чертями, демонами, кучей взрывов. А на зарубежные студии просто не хватит денег — у нас нет несколько сотен миллионов долларов, чтобы сделать что-то вроде «Трансформеров». Я надеюсь, через три-четыре года что-то изменится, технологии дадут скачок вперёд, и мы вернёмся к этому вопросу.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Фото: из личного архива Артёма Габрелянова
Фото: предоставлено Bubble Studios
Фото: предоставлено Bubble Studios
Фото: предоставлено Bubble Studios

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (5)

261767181
Должно получится очень круто! Гром один из лучших российских героев комиксов! Держу за вас кулаки, поддерживаю рублем, которого хватит на пару кофе, но все же)

Alkaline
Кто мой герой? - Генри из фильма "Хардкор" (Hardcore Henry) Найшуллера и Бекмамбетова (да, внезапно). Там прекрасная Москва, а действие не даст заскучать. И никакого морализаторстива, зато твердая НФ. Это довольно высокая планка, так что посмотрим.

***_555
Одно хорошо, что это снято не за счёт бюджета.
Подождём обзора badcomedian :)

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор