Генеральная прокуратура России проверила законность установки систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД и в ряде регионов нашла серьезные нарушения. Среди них превышения чиновниками своих полномочий и картельные сговоры компаний. А в некоторых регионах властям пришлось даже доплачивать частным фирмам из бюджета.
Ранее вице-премьер правительства Максим Акимов поручил провести прокурорскую проверку государственно-частного партнерства при установке дорожных камер. Он заявил, что камеры на дорогах стали скорее средством коммерциализации, чем способом фиксации нарушений. Генпрокуратура по просьбе ГИБДД проверила в регионах действия властей, связанные с установкой и использованием систем фиксации нарушений.
«Полученные по итогам проверок данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в этой сфере. Отсутствие действенных мер, направленных на развитие систем фиксации нарушений, ненадлежащее финансирование мероприятий, а зачастую и хищение бюджетных средств препятствуют снижению уровня аварийности и улучшению состояния аварийности на дорогах», – рассказал «Коммерсанту» https://www.kommersant.ru/doc/3955360 источник, знакомый с результатами проверки, ссылаясь на письмо Генпрокуратуры.
Так, в Новгородской области в 2014 году провели конкурс на создание системы автоматической фиксации нарушений. Тендер стоимостью 733 миллиона рублей выиграл единственный участник – ПАО «Ростелеком». При этом, как выяснила прокуратура, директор «Агентства развития Новгородской области» Сергей Слупицкий не имел полномочий заключать этот договор. В декабре 2018 года его приговорили к полутора годам лишения свободы за превышение полномочий (ст. 286 УК РФ).
Затем из электронной переписки чиновников и представителей компаний выяснилось, что конкурсную документацию готовили специалисты «Ростелекома». А потом компания заключила договор подряда на установку камер с ЗАО «Техносервъ А/С», уже за 483 миллиона рублей. В 2017 году суд отменил конкурс и договор, и часть камер была демонтирована. По информации издания, руководителю филиала «Ростелекома» Льву Назаренкову и другим фигурантам предъявлено обвинение по статьям 30 и 178 УК РФ («Приготовление или покушение на преступление» и «Ограничение конкуренции»).
Еще одно крупное нарушение выявили в Вологодской области. Там заключили контракт на поставку оборудования для системы фотовидеофиксации, тоже с «Ростелекомом», и, по материалам Генпрокуратуры, стоимость поставляемого оборудования в полтора раза превышала стоимость закупки у поставщика – ЗАО «Техносервъ А/С». Кроме того, «Центр обеспечения региональной безопасности» предоставил «Ростелекому» преимущество, дав доступ к информации о предстоящем конкурсе. В итоге в конце 2018 года УФАС признало «Ростелеком» и «Техносервъ А/C» заключившими картельный сговор, а в действиях ЦОРБ выявило нарушения закона.
Сейчас концессионная схема установки дорожных камер действует в 17 регионах России. Она предполагает, что частные компании по договору устанавливают средства видеофиксации и с каждого штрафа получают фиксированную премию. По данным «Ъ», в 2018 году в Ингушетии, Дагестане, Костромской области и Севастополе такие фирмы получили более 60% средств от штрафов, поступивших в бюджеты. В Еврейской автономной области эта цифра превысила 90%, а в Республике Алтай, Рязанской области и Забайкальском крае власти были даже вынуждены доплачивать фирмам, чтобы выполнить концессионные обязательства.