Главная новость недели — премьер-министр Армении Серж Саргсян сложил полномочия. На улицах Еревана — народное ликование. Непопулярный политик не стал стрелять по толпе. Что-то ему помешало. И это «что-то» - не моральные убеждения, как кажется на первый взгляд.
События в Армении, все население которой — три миллиона человек — развивались стремительно. Народу не понравилось, что Серж Саргсян, в течение последних десяти лет занимавший пост президента республики, решил стать премье-министром. Дело в том, что в 2015 году в Армении переписали конституцию, и президент стал представительской фигурой, а вся полнота власти перешла к премьер-министру. Саргсян тогда публично пообещал, что больше не будет занимать руководящие посты по окончании своего президентского срока.
Но обещание свое он нарушил.
11 апреля правящая Республиканская партия Армении выдвинула кандидатуру Саргсяна на пост премьер-министра. В знак протеста члены оппозиционной партии «Елк» прямо в зале зажгли дымовые шашки.
Люди на улицах начали молча садиться на проезжую часть в знак протеста — чтобы перекрыть движение.
13 апреля забастовку объявили студенты Ереванского государственного университета.
16 апреля начались по-настоящему массовые протесты. Полиция установила заграждения из колючей проволоки. В итоге ранения получили 33 человека, в том числе лидер протеста, депутат Никол Пашинян. Начались задержания.
На перекрестках появились палаточные лагеря. Шествия и митинги парализовали жизнь Еревана. О своих действиях протестующие договаривались через фейсбук.
Символом протеста стал Чебурашка. Такое прозвище Саргсяну придумали в народе много лет назад. В итоге мультипликационного зверька начали публично сжигать, демонстрируя желание «прогнать Сержа».
17 апреля парламент, взятый в осаду протестующими, все же избрал Саргсяна премьером. Никол Пашинян в ответ объявил в республике «бархатную революцию».
На улицы вышли тысячи человек.
21 апреля Служба национальной безопасности Армении заявила, что пресекла в Ереване теракты — якобы злоумышленники собирались взорвать на улицах «100-150 бомб».
22 апреля Саргсян согласился пойти на переговоры с Пашиняном. Но лидера протеста интересовало только одно: когда Саргсян сложит полномочия. В ответ избранный премьер произнес сакраментальную фразу: «Вы не извлекли урока из 2008 года» – и покинул помещение. Это демонстранты расценили как скрытую угрозу расстрелять толпу. Именно так были подавлены протесты 1 марта 2008 года. Никол Пашинян был арестован через два часа после переговоров.
23 апреля к протестующим присоединились военнослужащие ереванского полка Министерства обороны Армении — участники «четырехдневной войны» между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе в 2016 году.
На площадь Республики вышло 160 тысяч человек (полиция насчитала всего 35 тысяч человек). Никол Пашинян был освобожден после суток ареста.
А днем премьер Саргсян объявил о своей отставке. «Никол Пашинян был прав. Я ошибся. В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое», – сказал он.
Мало кто задумывался, но Серж Саргсян не имел права применять силу, даже если бы захотел. Он слишком много должен западу. 24 ноября 2017 года он подписал Соглашение о рамочном и всеобъемлющем сотрудничестве с Евросоюзом. В соглашении категорически запрещено разгонять мирные демонстрации силой. Нарушать договор — себе дороже, ведь за время правления Саргсяна внешний долг Армении Всемирному банку и Международному валютному фонду вырос более чем втрое – до неподъемных 7 млрд долларов.
Саргсян ушел. Но его партия остается у власти – а значит, велика вероятность, что он попытается сохранить влияние на страну, но уже в качестве "серого кардинала".