Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Мост, аэропорт, электростанции: что еще надо Крыму для инвестпривлекательности

Мост, аэропорт, электростанции: что еще надо Крыму для инвестпривлекательности

1 166

В мае в Крыму откроют Керченский мост, новый терминал аэропорта и запустят электростанции. Это добавит инвестпривлекательности полуострову, но не решит все проблемы, говорят бизнесмены.

Движение по мосту через Керченский пролив откроют в мае, заявил Минтранс. Сначала для легковых автомобилей, а к концу года – для грузовиков. Вдобавок к лету должны открыть новый терминал симферопольского аэропорта и запустить первые энергоблоки Симферопольской и Севастопольской ТЭС. Они решат проблему энергодефицита на полуострове. Стоимость этих строек для бюджета – около 300 млрд рублей.

Несмотря на ажиотаж 2014 года, бюджетные инвестиции в развитие Крыма до сих пор значительно превышают частные. За последние 4 года, по данным минфина Крыма, Москва перечислила в регион 314 млрд рублей. Это не считая трат на строительство Крымского моста и других федеральных программ. Частные инвестиции оцениваются в 190 млрд (данные корпорации развития Республики Крым).

Решение основных инфраструктурных проблем – транспортной доступности и выработки энергии – сделает Крым интереснее для инвесторов, уверены представители петербургского бизнеса. «Крым и в настоящее время инвестиционно привлекателен для тех, кто понимает, что там будет развитие, – говорит Елена Лашкова, генеральный директор компании «Геоизол». – Безусловно, введение моста и ТЭС улучшит ситуацию. Я очень оптимистично смотрю на развитие Крыма».

Петербургский «Геоизол» участвует в строительстве дорог и новой Севастопольской ТЭС. В этом году на полуострове должны увеличить генерацию на 1060 МВт (Севастопольская, Симферопольская и Сакская ТЭС). Вместе с работающими станциями и возобновляемыми источниками энергии мощностью 1000 МВт они закроют потребность Крыма в электроэнергии. Всего потребление региона достигает 1400 МВт.

Развитие инфраструктуры увеличит инвестпривлекательность региона, согласен гендиректор компании «Воин В» Олег Глущенко. «Воин» работал в Крыму до 2014 года. Открытие Крымского моста позволит снизить себестоимость строительства за счет экономии на доставке стройматериалов, а запуск ТЭС упростит подключение к сетям. «После энергоблокады организациям, которые собирались заниматься строительством, говорили: извините, электроэнергии нет. Некоторые были вынуждены ставить газовые генераторы, потому что хотя бы газ был», – рассказывает Олег Глущенко.

Почему инвесторы не идут в Крым

Вместе с тем отсутствие инфраструктуры – не единственная проблема полуострова. Инвесторам мешают вкладывать средства опасения санкций и общая обстановка в стране, отсутствие в Крыму квалифицированного персонала, перечисляет Елена Лашкова.

Еще одна проблема – финансовая. В Крыму работает только один крупный банк – банк «Россия» Юрия Ковальчука. В итоге переводить средства и осуществлять платежи в Крыму из Петербурга сложно, как и брать кредит у крымских банков, говорит Олег Глущенко. К примеру, петербургские рестораторы отправляли миллионы на открытие бара в Ялте наличными.

«Инфраструктура – это важно, – добавляет Павел Белоусов, генеральный директор девелопера ГК «С.Э.Р.» (компания строит комплексы в Севастополе и Симферополе). – Но для материкового бизнеса важно другое – чтобы власть помогала. Утонуть в чиновничьем болоте – раз-два плюнуть». По словам Белоусова, власти Симферополя за 10 месяцев выдали согласования, на которые в Петербурге ушло бы 3 – 4 года. В Севастополе, наоборот, все застопорилось. «Севастополь – это город, где вообще ничего не происходит», – говорит Белоусов.

Косвенная выгода

Зато от активного развития Крыма выигрывают его соседи – Краснодарский край. Минэнерго начало собирать предварительные заявки на строительство новой ТЭС мощностью 465 МВт на юго-западе региона. Регион находится в тройке самых энергодефицитных. По данным Системного оператора Единой энергетической системы России (СО ЕЭС), он тратит на 15,4 млрд кВт/ч больше, чем вырабатывает. Хуже ситуация только в Москве. Нехватка мощностей становилась причиной плановых веерных отключений из-за аномальной жары летом 2017 года.

Побороться за место под кубанским солнцем готовы три игрока: ПАО «Фортум», входящее в финский Fortum, ООО ВО «Технопромэкспорт», «дочка» госкорпорации «Ростех», а также проект Росатома в области ветрогенерации «ВетроОГК», сообщил ТАСС со ссылкой на источник на рынке. Собеседники «Фонтанки» в энергетической отрасли подтвердили информацию об интересе «Фортум» к проекту. В самой компании отметили, что пока не приняли окончательного решения по поводу участия в конкурсе.

Строительство электростанции на Кубани в схеме развития российской генерации было запланировано еще в 2013 году, но долго откладывалось. Сейчас нехватка энергии в Краснодарском крае такова, что все мощности понадобятся для него самого. По расчету СО ЕЭС, текущий дефицит в 2018 году составит 147 МВт, однако, если часть мощностей подвергнется запланированной модернизации, он вырастет до 547 МВт. Итоги конкурса планируется подвести 1 апреля. Поставка энергии на рынок должна начаться с 1 декабря 2020 года.

Антонина Асанова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
27
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях