По воле Дмитрия Медведева неотложка будет чаще приезжать к жителям Северной столицы на «ГАЗелях» или даже на «ЛАДАх». Импортозамещение на скорой – это когда водителей неотложек массово начали пересаживать с привычных им Ford Transit на отечественные разработки, которые были закуплены по распоряжению премьер-министра.
Автопарк скорой помощи Санкт-Петербурга, состоящий преимущественно из микроавтобусов «Форд», пополнился сотней отечественных новинок – на линию вышли 60 «ГАЗелей» и 40 вазовских универсалов. Из 400 машин, работающих на оказание скорой помощи в районах, замене подверглись практически 25%. Считается, что и на LADA Largus, при крайней необходимости, можно госпитализировать людей. Иномарки теперь стоят в резерве или просто заметены снегом в ожидании списания. По словам их водителей, замена неполноценная – как для шофера, так и для пациентов. Один из них рассказал «Фонтанке» о ситуации, попросив не открывать его лица.
– Как началась замена?
– Еще года 1,5 – 2 назад вся автобаза была заставлена «ГАЗелями». Пришло 60 машин, и они все стояли. А сейчас ситуация поменялась кардинально: вся автобаза заставлена «Фордами», причем относительно новыми.
Изменения начались полгода назад. Потихонечку стали внедрять «ГАЗели». Поначалу мы не обращали на это внимания. Но теперь это бросается в глаза. У нас в отделении скорой помощи при поликлинике (ОСМП) 10 машин. Если раньше из них была всего одна «ГАЗель», а все остальные были «Форд», то теперь «Фордов» осталось три. Остальные – «ГАЗели» и LADA Largus.
Начальник автоколонны мне сказал, что ему было приказано поставить два «Ларгуса» в ОСМП, и ради них пришлось «снять» «Форд» 2016 года выпуска, потому что старые «ГАЗели», которые там уже есть, было велено не трогать.
– От «Фордов» решили совсем избавиться или всё-таки их как-то используют?
– Есть такое понятие – резерв. Сидят водители в специальной комнате, стоят машины. Если где-то ломается автомобиль, вместо него тут же посылается резерв. Не может же медицинская бригада без машины работать. Так вот раньше приезжали старые «ГАЗели». А сейчас в качестве резерва присылают новые «Форды». Недавно у нас сломалась «ГАЗель» 2016 года выпуска, так вместо неё приехал «Форд» 2014-го.
– Это коснулось и скорой помощи, и реанимации, которая ездит на серьезные происшествия?
– Нет, на такие вызовы ездят бригады городской станции скорой помощи (изменение коснулось районной скорой – той, что мы привыкли называть неотложкой). Мы ездим на вызовы, которые не предполагают госпитализации. Приехал врач с кардиографом, показания снял, укольчик сделал – вот это все. Служба 03, реанимация – это все «Форд». А на неотложку бросили «ГАЗели» и «Лады». Была поставлена задача, чтобы они все работали на линии.
– То есть вы не возите пациентов?
– Возим. Количество госпитализаций очень приличное – практически на каждом втором вызове.
– А что делать в «Ларгусе» с пациентом? Это же легковушка.
– В медицинском «Ларгусе» снято заднее сиденье и за водительским креслом расположены салазки. На них коротенькие узенькие носилки – от водительского сиденья до задней дверцы. Спецсигналов на «Ладе» нет – только красный крест. Обычно это вызовы из-за температуры, давления и так далее. Но бывает, что надо и отвезти пациента.
– Чем плохи «ГАЗели» ?
– Это середина прошлого века. Это рессорная подвеска сзади, на которой пациент, даже если к носилкам пристегнут, подпрыгивает до потолка на «лежачих полицейских». Это двигатели в 103 лошадиные силы, которые при общем снаряженном весе «ГАЗели» в 2,5 тонны вообще никуда не едут. Ни о каких радиоприемниках, стеклоподъемниках электрических там и речи не идет. Этого нет как класса.
Что говорить… Водитель, для того чтобы закрыть машину, должен выбежать с ключом и закрыть 4 двери: левую, правую, заднюю и боковую. Все ключом. Чтобы открыть – то же самое. Никакого центрального замка. И это машина 2016 года выпуска!
Небольшого роста врачу в «ГАЗель» забраться проблематично. Ступенька очень высокая. Приходится девушкам часто помогать попасть в машину. Еще неудобные в «ГАЗелях» носилки. Для того, чтобы их вытащить и закатить их с больным обратно, надо сделать в три раза больше операций, чем на «Форде».
– Но есть же и что-то хорошее в «ГАЗели»?
– Единственное, что там есть приличного, – гидроусилитель руля. Без него было бы совсем печально. А еще «ГАЗель» выше, чем «Форд», и по дворам на ней ездить удобнее. Можно перескочить через поребрик, например. «Форд» его цепляет брызговиками.
– Может быть, «ГАЗель» стоит дешевле?
– Безусловно, «ГАЗель» стоит дешевле. Но есть же другие расходы. Например, расход дизельного топлива у «Форда» – 13,5 – 13,9 литра на 100 км. Расход топлива на «ГАЗели» – 25 литров бензина. Разница в 2 раза. А когда поездишь по дворам, на первой-второй передаче, то бывает и больше.
– А у водителей и врачей выбор есть?
– При распределении нарядов среди медиков идет возня, чтобы на «ГАЗель» не попасть. Каждый день на любой станции делается наряд на конкретную машину. Люди договариваются. А водители машину не выбирают. В приказном порядке звонит диспетчер: «Так, завтра эту машину на автопредприятие сдайте, вы пересаживаетесь вот на это». Мы – как солдаты. Конкретная бригада водителей закреплена за конкретным автомобилем. Бригада – это 3 – 4 человека, которые работают по сменному графику.
Пенсионеров пересаживают на «Ларгусы». Там более низкая тарифная ставка, а человек и так получает пенсию – значит, можно спокойно ему уменьшить заработок на 5 – 7 тысяч рублей.
– А сколько всего составляет месячный заработок?
– По третьему классу, если работаешь сутки через трое (это 8 – 9 суток в месяц), получаешь 43 – 45 тысяч рублей чистыми на руки. При пересадке на «Ларгус» зарплата получается около 38 тысяч при той же смене.
– Зачем делается вся эта замена? Кому нужны «ГАЗели»?
– Я в транспорте без малого 40 лет. Я понимаю, что Горьковский автозавод надо спасать. Я понимаю, что Волжский автозавод надо спасать. Но я сомневаюсь что это Дмитрий Анатольевич сказал директору нашей автобазы снять «Форды» и заменить их «ГАЗелями» и «Жигулями». Я думаю, что команда прошла в Минздрав, в комздрав. И каким-то светлым головам надо просто отчитаться о выполнении национального проекта. А на чем водители работают и на чем возят людей – им вопрос десятый.
В комздраве, тем временем, «Фонтанке» заявили, что «массовость» замены преувеличена.
«Нельзя называть замену массовой, – заявили в пресс-службе ведомства. – «Фордов» все равно больше, чем «ГАЗелей» и «Лад». Ежегодно какие-то машины добавляются, какие-то списываются – парк постоянно обновляется. На новых машинах, естественно, ездят. Да, на территории автобазы действительно стоят машины. Они выведены из эксплуатации – стоят под списание или на ремонте».
Директор СПб ГКУ «Автобаза скорой и неотложной помощи» Алексей Белов также заявил «Фонтанке», что нарисованная нашим собеседником ситуация не соответствует действительности. Соотношение отечественной и иностранной техники, несмотря на поступления отечественных машин, в автопарке в процентном соотношении всё еще высоко – примерно 80 на 20.
По его словам, на автобазе около 600 автомобилей скорой помощи, из которых на городской станции медицинской помощи в Санкт-Петербурге работают 200 автомобилей (это «Форд»). В районных отделениях скорой медицинской помощи при поликлиниках работают 360 машин, еще 40 машин работают в режиме неотложной помощи.
Действительно, на автобазу поступили 60 «ГАЗелей» по федеральной программе и были закуплены 40 автомобилей LADA Largus, которые с 1 января 2018 года работают в режиме неотложной помощи в тех же районных поликлиниках. Они эволюционно сменили более старые машины – раньше там работали «ГАЗели» и «Форды».
«У нас все реанимационные бригады ездят на автомобилях на базе «Форд Транзит», – сообщил Белов. – А если говорить про неотложную помощь, то там полноценный автомобиль скорой избыточен. Они выезжают на неэкстренные вызовы, и нет необходимости в большом количестве оборудования».
Кроме того, глава автобазы считает, что новая «ГАЗель» все равно лучше, чем списываемый 8-летний «Форд» (машины 2014 – 2015 годов, как он уверяет, никто списывать не будет).
«ГАЗель» в любом случае отработает 5 лет. А что будет с «Фордом» через 5 лет? Ему будет 13 лет! А эксплуатация у нас интенсивная, круглосуточная, из года в год. Износ очень большой, – заявил Белов. – Если стеклоподъемника нет (в чем я сомневаюсь), то я не считаю, что это влияет на качество оказания медицинской помощи».