Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Виталий Манский: АРТДОКФЕСТ не для баррикад

Виталий Манский: АРТДОКФЕСТ не для баррикад

1 234
Виталий Марский//Алексей Пороховников/Интерпресс

Петербург не увидит украинский фильм «Война ради мира», который депутаты Госдумы потребовали проверить на соответствие законодательству. Лента будет показана в рамках фестиваля документального кино «АРТДОКФЕСТ» только в Москве, рассказал «Фонтанке» президент фестиваля Виталий Манский.

Тем не менее Петербург увидит всю конкурсную программу форума, где в том числе есть фильмы о судьбе Олега Сенцова, осуждённого в России на 20 лет тюрьмы, и о том, как работает над своими сложными лентами триумфатор мировых кинофестивалей Андрей Звягинцев. Однако в целом АРТДОКФЕСТ-2017 – это скорее фестиваль об интимных составляющих жизни человека, чем об общественно-политической повестке, отмечает Виталий Манский. Фестиваль стартует в Петербурге 6 декабря и будет работать 6 дней.

- В Москве вы открываетесь фильмом Аскольда Курова «Процесс» об украинском режиссёре Олеге Сенцове. Но в Петербурге он будет показан на закрытии фестиваля. Почему? Ведь раньше у вас всё было синхронно во всех городах фестиваля.

– Я бы не искал здесь конспирологию. Она в каком-то смысле может быть и присутствует, но явно стоит не на первом месте. В этом году мы решили кардинально поменять формат петербургской части АРТДОКФЕСТа. Для нас принципиально, чтобы в Питере тоже были дискуссии с авторами. Соответственно, мы стали двигать расписание таким образом, чтобы это получилось. Раньше был догмат – одномоментный показ в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Но тогда авторы, даже живущие в Питере, предпочитали приехать на премьеру в Москву. Соответственно, лишали петербургского зрителя общения с собой. Поэтому мы сделали так, чтобы после Москвы авторы могли выступить и в Петербурге, а иногда наоборот. Например, премьера фильма Анатолия Васильева «Осёл» пройдёт в Петербурге. На следующий день его покажут в Москве. Ещё через день в Екатеринбурге. Поэтому пришлось переставлять и московский фильм-открытие в Петербурге на закрытие фестиваля, чтобы Аскольд Куров лично представил свой фильм. С ним сможет пообщаться каждый желающий. В Петербурге на этот раз выступят как минимум 12 режиссёров за 6 фестивальных дней. Приедет и выдающийся американский документалист Джон Альберт, чьи фильмы неоднократно номинировались на «Оскар». Его картина о Кубе в списке фильмов спецпоказа. Мировая премьера ленты была на Венецианском кинофестивале.

- И всё же фестиваль делает один из главных акцентов именно на фильме об Олеге Сенцове. Для многих в России, в том числе получающих информацию из государственных медиа, Сенцов – опасный преступник, осуждённый по тяжким статьям. Вы не опасаетесь какого-либо неприятного развития событий во время показа фильма?

– Абсолютно нет. Не представляю себе такой ситуации. Удивлён вопросом. Мне кажется, что у самого последнего отморозка не поднимется рука на какие-то действия, направленные против фильма, где рассказано о человеке, который, подчёркиваю, осуждён на 20 лет тюрьмы не за совершенное действие, а за инкриминируемое ему намерение совершить преступление. Я не доверяю следствию, но даже если принять их утверждения за истину, ему инкриминировалась попытка взорвать памятник Ленину. Может быть, памятники Ленину действительно не надо взрывать, но то, что их рано или поздно нужно будет демонтировать в стране, это более чем очевидно. Я понимаю, что для части людей более старшего поколения, особенно в бывшем Ленинграде, это может показаться кощунством. Но поверьте мне, что через 20 лет в России не будет памятников Ленину. Исторические процессы необратимы. Это просто факт.

- Учитывая, что и РПЦ, и глава Чечни в последнее время заговорили о необходимости захоронения тела Ленина, возможно, и мавзолея не будет через 20 лет?

– Кстати, в своё время я делал фильм «Тело Ленина». Я погружён в эту проблематику. Я даже должен был снимать процесс перезахоронения Ленина. В 1990 году этот вопрос был поставлен на самом высоком уровне в СССР. Но я считаю, что мавзолей как архитектурное сооружение должен быть сохранён. Я полагаю, что весь мавзолейный комплекс, который находится под Красной площадью, должен стать открытым музеем. И я не исключаю, что в самом траурном зале можно установить восковую фигуру вождя. Из соображений, в том числе, гуманизма. Та биологическая структура, которая сейчас там находится, для посетителя ничем не будет отличаться от восковой фигуры. Абсолютно ничем. Государству будет дешевле всё это содержать. Я не буду вспоминать, что есть целый НИИ в Москве на улице Красина, который этим занимается. Тело в любом случае нужно захоронить. Ленин важный исторический персонаж ХХ-го века, сыгравший важную роль в развитии России. Это и не оспаривается. Но в контексте Олега Сенцова мы говорим о памятнике Ленину, на тот момент точно на территории Украины. А дальше каждый называет, как считает нужным. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день на территории государства Украина нет ни одного памятника Ленину, за исключением территорий Донецкой и Луганской народных республик. И это тоже характеризует ситуацию в обществе.

- На фестивале будет показан фильм про участников АТО. Фильм «Война ради мира» украинского режиссера Евгения Титаренко. Он будет показан в Петербурге?

– Нет.

- Почему отказались?

– Его и не планировали показывать в Петербурге, потому что этот фильм включён во внеконкурсную программу, которая называется «После союза». Это программа фильмов, так или иначе рассказывающих о том, как живут общества государств, которые некогда входили в состав СССР. Там есть картины о жизни в Грузии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Киргизии и Украине. И совершенно естественно, что в современной сегодняшней Украине, в которой идёт война, безусловно, тема войны присутствует в фильмах. Здесь я бы ставил вопрос более кардинально. Либо мы должны вообще изъять из программ всех документальных фестивалей фильмы, созданные в бывших республиках СССР, потому что далеко не все республики с симпатией относятся к тому, что происходит в России. Даже Белоруссия. Так вот, либо вообще изъять эти ленты и забыть, что когда-то у нас была одна страна и что нас волнуют какие-то вопросы в наших бывших братских республиках. Либо, если мы делаем такую программу, мы должны в этой программе отражать реальное положение вещей, а не те мифологемы, которые и без того в полный рост присутствуют на экранах телевизоров, которые абсолютно искажают картину происходящих в этих государствах процессов.

- Тем более непонятно, почему Петербург не увидит этот важный, как вы говорите, фильм.

– Потому что в Петербурге фестиваль проходит в замечательном кинотеатре «Англетер». Там один зал. А в Москве фестиваль проходит с 10 утра до часа ночи. Соответственно 137 фильмов, которые мы показываем в Москве, при всём желании невозможно поместить в один зал кинотеатра «Англетер».

- Получается, что вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, который ранее попросил Генпрокуратуру и Министерство культуры проверить фильм «на соответствие законодательству РФ», победил вас в Петербурге?

– Никогда программа «После союза» не заявлялась в Петербурге. Никогда. Организаторы питерского АРТДОКФЕСТа с огромным трудом, каким-то удивительным, даже цирковым образом вписали в пространство одного зала всю конкурсную программу, и ещё часть внеконкурсных фильмов. Это сложная задача, если не увеличивать количество дней фестиваля. Повторюсь, эта программа не планировалась в Петербурге. У нас огромная программа «Среда». В ней больше 30 картин – это российские премьеры. Но мы не можем себе позволить показать и эту программу в Петербурге. А там есть замечательные картины. У нас есть программа «Наши» – фильмы о наших бывших соотечественниках, живущих по всему миру. Кстати, там есть фильм о бывшем питерском моряке, который стал бомжом в Аргентине. Есть фильм о конкурсе красоты в Лондоне, который называется «Мисс СССР». Очень интересные фильмы! Но мы, к сожалению, ограничены в Петербурге пространством одного зала.

- Согласитесь все же, что самые жаркие споры разгораются вокруг именно этого фильма – «Война ради мира». В Москве даже проблемы с площадкой, где его планировалось показать.

– В этой истории достаточно серьёзную роль играет кампанейщина. Мы каждый год, начиная с событий 2014 года, показываем на АРТДОКФЕСТе украинские фильмы. Там, безусловно, присутствует украинская позиция по тем или иным вопросам. В 2014 году у нас была целая программа из десяти картин, которая называлась «Украина – не Россия». В 2015 году у нас была программа «Мир и война». Это фильмы, где героями или действующими лицами были люди, взявшие в руки оружие, вставшие на защиту своей родины, воюющие за целостность своей страны. Их было очень много на фестивале. Почему-то только в этом году вычленили эту одну картину. Притом я хочу обратить внимание, что после активностей некоторых людей по этому фильму, мы отдали фильм на проверку юристам. И получили заключение, что при выполнении определённых требований, вроде титров и так далее, эта картина не нарушает российское законодательство. А те, кто обвиняют нас, фильм, предъявляют какие-то претензии, сам фильм не видели. Заявляю это ответственно. Поэтому все эти претензии, мягко говоря, вызывают вопросы.

- Только что в Петербурге прошёл ЛГБТ-фестиваль «Бок О бок». И даже приезд певицы Кончиты Вурст не выгнал борцов за традиционные ценности Родины на улицу. Вы удивитесь, если и ваш фестиваль не заметят разнообразные патриоты? А если придут, вы им кино покажете?

– Поверьте, мы делаем фестиваль не для того, чтобы выводить на улицы патриотов или псевдопатриотов. Мы делаем фестиваль для того, чтобы ставить на повестку дня вопросы, искать решения очевидных проблем нашей жизни, чтобы искать выходы из тех непростых ситуаций, в которых находится наше общество. А не для того, чтобы устраивать противостояния и баррикады.

- Ну, то есть тем, кто против, вы кино покажете?

– Я вообще считаю, что любое отрицание должно быть только после ознакомления с предметом. И я считаю, что даже если предположить, что есть люди, которые считают Украину и весь украинский народ врагами, фашистами и через запятую, то тем более надо эту картину посмотреть. Чтобы, что называется, увидеть врага в лицо. Сидя в окопах, ты близко врага не увидишь. А здесь, если возвращаться к картине «Война ради мира» – это фильм молодого парня, режиссера, который хотел снять фильм на войне. И его на эту войну как режиссера не пускали. И тогда он записался в добровольческий отряд медиков, которые вывозят с передовой раненых бойцов. И стал снимать маленькой камерой фильм, вокруг событий, которым сам стал свидетелем. Он никогда не брал в руки оружия, он не был ни правым, ни левым, ни средним сектором. Он режиссер, снимающий войну. И это ценная картина даже для тех, кто считает Украину своими врагами.

- Я знаю, что в прошлом году площадки вашего фестиваля в СПб находились под определённым давлением. В этом году вам было труднее делать фестиваль здесь, в Петербурге?

– По ходу фестиваля могут возникать непредсказуемые моменты. О них трудно предполагать. И так бывало. Но в целом для нас важна юридическая составляющая, и мы в этом смысле, пожалуй, являемся самым законопослушным культурным мероприятием на территории РФ. Мне кажется, что те люди, которые хотели, чтобы АРТДОКФЕСТ не существовал, поняли, что те точки, куда они били раньше, защищены. И они нащупывают новые точки для нашего уничтожения. И история с украинской картиной – это и есть попытка найти эту точку. Но что касается Петербурга, здесь у нас есть ощущение попадания в среду единомышленников, понимающих, что анализ – необходимая часть гражданского общества. Я стараюсь не использовать высокопарных выражений, но в Петербурге организаторами площадки кинофестиваля все делается по велению сердца, без какого-либо вознаграждения. Не многие знают, что вся эта организация по сути является волонтерской, но это чувствуется. И это заслуга местной команды, что фестиваль в СПб существует. Мы предоставляем картины, а дальше все находится на плечах питерской команды.

- Процесс Серебренникова ещё не успел стать фильмом. Но у вас наверняка будет сказано и об этом?

– Я думаю, что этот разговор начнется с первого показа. Потому что вопрос художника и власти, конформизма и принципиальности – он в контексте работы режиссеров этого же поколения, что и Кирилл, безусловно, возникнет.

- 2017 год – год важных юбилеев. В том числе 100 лет русским революциям 2017 года. 80 лет Большому террору. Эти темы как-то отражены на фестивале?

– Мы вообще думали посвятить весь фестиваль 100-летию революции. Брендировать его этой цифрой. Отголоски этих планов остались. Мы используем слоган «низы не могут, верхи не хотят». В целом российская власть не показала чёткого отношения к событиям столетней давности. Эта тема не заняла важного места в общественном сознании, как мы предполагали в стадии подготовки фестиваля. Таков общий фон. Что же касается самих фильмов, то ключевыми являются 2 картины в конкурсной программе, и обе они будут показаны в Петербурге. И насколько я знаю, они будут представлены авторами. Это фильм Дмитрия Боголюбова «Стена» и фильм голландского режиссера Джессики Гортер «Красная душа». Они базируются на комплексе подчиненности, глубоко погруженном в генотип русского человека. Просто не хочу использовать слово рабство.

- Политическая весна 2018 года в любом случае будет насыщенной. Значит ли это, что на следующем фестивале мы ждем новые фильмы на эту тему?

– Да, и я знаю, что такие фильмы уже сейчас снимаются, очень интересными авторами. Мне кажется, что в отсутствие выборов выбор предрешен. А все остальное является оформлением, уклюжим или неуклюжим, сделанного не нами выбора, который нам придется просто подтвердить своим молчаливым согласием. Все остальные элементы этой псевдовыборной кампании ничего, кроме административного смысла, не имеют. И именно таким образом к ним нужно относиться. Вне зависимости от моих личных оценок того или иного персонажа, иногда даже весьма позитивных. Даже если Навального допустят к выборам, это, конечно, повлияет на общественный климат, но на результат выбора – нет. Потому что никакого выбора у нас нет.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях