Евгения Ч. инспекторы ГИБДД обнаружили в лежащей в кювете «Тойоте». Он был пьян. Но утверждал, что управлял автомобилем в трезвом состоянии, а выпил уже после того, как из-за заклинившего колеса вылетел с трассы. Ехавшие мимо знакомые предложили пива, и он не смог отказаться. «Нахождение в неподвижном транспортном средстве не освобождает водителя от ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения», – решил суд.
Нахождение в неподвижном транспортном средстве не освобождает водителя от ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения. Сразу два решения по подобным инцидентам принял Верховный суд России. Употреблять нельзя даже после остановки.
Евгения Чипчеева забайкальские инспекторы ГИБДД обнаружили в лежащем в кювете автомобиле Тоуоtа Caldina. Признав такое событие дорожно-транспортным происшествием, полицейские направили водителя на медицинское освидетельствование, которое установило значительное превышение уровня алкоголя. Однако водитель утверждал, что управлял трезвым, у автомобиля заклинило колесо, и его скинуло с трассы. Уже после «полёта» (который Евгений Чипчеев не признал ДТП) проезжавшие мимо знакомые угостили автомобилиста, ждавшего эвакуатор, пивом, и тот не смог отказаться. Разговаривавший по телефону сводный брат выступил в качестве свидетеля и заявил, что водитель, судя по голосу, был трезвый.
Дорожная полиция и мировой судья не поверили в такую версию и привлекли Евгения Чипчеева к ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения. Однако вышестоящие инстанции переквалифицировали деяние на другую статью Кодекса РФ об административных правонарушениях – «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» (12.27). Ведь Правила дорожного движения запрещают употреблять алкогольные напитки водителю, причастному к ДТП или остановленному инспектором ГИБДД. Такие ограничения действуют до проведения освидетельствования или принятия решения об освобождении от него. Вынося новое решение, суд сохранил меру наказания – лишение водительских прав на полтора года и штраф в размере 30 тысяч рублей. Верховный суд России подтвердил такой вывод.
Отрицал управление автомобилем в нетрезвом состоянии и житель Белгородской области Николай Никифоров, хотя проведенное в присутствии понятых медицинское освидетельствование подтвердило превышение допустимой нормы алкоголя. По словам водителя, инспектор ГИБДД подошел к его автомобилю в половине второго ночи уже после того, как тот его припарковал. Также правонарушитель ссылался на якобы допущенные процессуальные нарушения, в том числе отсутствие запятой в акте.
Служители Фемиды сочли вину Николая Никифорова доказанной. В частности, запись с установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора свидетельствовала, что разговоре с инспектором задержанный не отрицал факт употребления пива, а его состояние «позволяет полагать о правомерности действий сотрудников ГИБДД, направленных на пресечение грубейшего нарушения закона, способного повлечь существенные негативные последствия».
Высшая инстанция не усмотрела оснований для отмены принятых решений: «В материалах дела не нашли подтверждения и доводы жалобы о том, что транспортным средством Никифоров Н.В. не управлял», – констатировал Верховный суд России.
Напомним, что управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования или передача руля нетрезвому водителю карается административным штрафом в размере 30 тысяч рублей с лишением водительских прав на срок от полутора до двух лет. Такое же наказание установлено за невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после остановки по требованию сотрудника полиции.
Кроме того, повторно в течение года пойманный в состоянии опьянения или отказавшийся от освидетельствования может привлекаться к уголовное ответственности, в том числе – лишению свободы на срок до двух лет.
По «пьяным статьям» в России ежемесячно привлекается к административной ответственности в среднем 48 тысяч водителей, примерно тысяча признаются невиновными. К уголовной ответственности за такие деяния в 2016 году были привлечены 75,3 тысячи водителей, в том числе 3,2 тысячи приговорены к реальному, 5,7 тысячи – условному сроку лишения свободы, остальные – к обязательным работам.