Легендарная российская группа "Мегаполис" отмечает 30-летие. В концерте на сцене "Эрарты" также примут участие Илья Разин из группы "Полюса", Евгений Федоров из Tequilajazzz и, что любопытно, молодой музыкант, студент центра "Антон тут рядом" Алексей Герасимчук. Подробности - в эфире [Фонтанки.Офис].
Глядя с высоты прожитых творческих лет Олег Нестеров признается, что юбилеи не любит, но это повод устроить «непринужденную вечеринку» и рассказать зрителям о спектакле про музыку невышедших фильмов 60-х, а также почему люди с особенностями развития – это про искренность. Ну а «Фонтанке» музыкант открыл секрет, как быть свободным при любых обстоятельствах в наше непростое время.
[Фонтанка.Офис]: Что для вас 30-летний юбилей?
Олег Нестеров: Праздновать юбилеи – не в моей традиции. Есть в этом что-то комсомольское. И, кроме того, в моем ощущении это всегда репетиция поминок. Собираются друзья, родственники и говорят: какой же ты хороший! Поэтому и на юбилейных концертах мы хотели бы избежать атмосферы чествования. А чтобы была непринужденная вечеринка. Сам вечер будет разделен на 4 части – каждая с собственным цветом и философией. Части будут связаны между собой необычными гостями: например, Женя Федоров (Tequilajazzz, Zorge, Optimystica Orchestra – прим.ред. ) будет петь песни на стихи Бродского, Илья Разин (группа «Полюса» – прим.ред.) – исполнит песню «Женское сердце». Еще один важный для меня гость – Алексей Герасимчук, студент центра «Антон тут рядом», будет играть свои и не свои фортепианные пьесы, это импровизационная интуитивная музыка. Он очень тонкий и глубокий музыкант. У него отдельный взгляд на музыку, и это вариант взаимного обогащения: мы помогаем студентам центра аутистов, а они помогают нам. Еще один гость – Борис Павлович, он будет читать стихи незаслуженно забытого ленинградского поэта. Какого пока не скажу. Кстати, я только совсем недавно и случайно узнал, что Борис также работает вместе со студентами центра «Антон тут Рядом». (В 2017 году режиссер Борис Павлович получил специальную премию жюри Санкт-петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» за постановку спектакля «Язык птиц». Это спектакль, в котором наравне с профессиональными актерами участвуют люди с особенностями развития – прим.ред).
В студии интернет-канала [Фонтанка.Офис] лидер группы "Мегаполис" Олег Нестеров и исполнительный директор благотворительного фонда "Выход в Петербурге" Зоя Попова:
[Фонтанка.Офис]: История с Алексеем Герасимчуком из центра «Антон тут рядом», как она родилась?
Олег Нестеров: Моим связным стала Люба Аркус Любовь (киновед, режиссёр, основатель и главный редактор кинематографического журнала «Сеанс», создатель центра обучения, социальной реабилитации и творчества для людей с аутизмом «Антон тут рядом» – прим. ред.), мы с ней познакомились, когда я работал над проектом «Из жизни планет», музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х. ([Фонтанка. Офис] рассказывала о петербургской премьере). А потом мы решили сделать совместное мероприятие, на новой сцене Александринки, выступали совместно со студентами центра. Петербургу очень повезло, что тут есть Люба с ее энергией, способностью делать фантастические вещи.
[Фонтанка.Офис]: Многие с осторожностью «впускают в себя» информацию о людях с особенностями развития. Что вы можете им сказать про грани восприятия их творчества?
Олег Нестеров: Проще всего прийти сегодня вечером и проверить. Природа творчества интуитивна. И европейская музыкальная традиция лет на 300 затормозилась, когда были только ноты и дирижеры. Из музыки исчезло главное – «здесь и сейчас». Встреча бесконечности. Для меня общение с людьми, у которых диагноз аутизм, важно – у них очень точно настроенный взгляд на некоторые вещи. Ведь основа деятельности любого художника – уйти от самообмана и служить только идее. А человек с аутизмом – его не обманешь, и с этой настройки сбить нельзя. Алексей Герасимчук играет в оркестре центра «Антон тут рядом», они играют импровизационную музыку. Это все про искренность.
[Фонтанка.Офис]: Возвращаясь к прожитым творческим годам. Можете сказать, «Что это было, Олег»?
Олег Нестеров: Это были годы редкостной удачи. Причем во всем. Удачи в создании, в несоздании, в катастрофах, в 14-летнем молчании, когда «Мегаполис» ничего не делал, и удачи в обретении, после этого молчания. Если заказать сценаристу сценарий об этом, то это настолько богатая фактура, что группа пережила за 30 лет: медленное взросление, изменение, обретение. Одно было неизменно: интерес к тому, что мы делаем. Года через три после возникновения мы обнаружили небесную розетку и с тех пор от нее не отключались.
[Фонтанка.Офис]: Если кто-то напишет про коллектив «авторизованную биографию», вы не будете против?
Олег Нестеров: Почему нет. Но скорее это будет роман, который будет называться «Все не кончится старость». Там будет про 90-е, отчасти про 2000-е. Пока процесс идет в голове только. Но я уже это озвучил, значит, тема пошла. Если это случится, это будет мой первый роман, не основанный на исторических событиях, мне не нужно будет собирать материал, мне просто нужно будет вспоминать. Но сначала мы немножко позанимаемся музыкальным творчеством.
Аудиоподкаст эфира:
[Фонтанка.Офис]: Кстати, о творчестве. Вчера вы играли в Москве в «Гоголь-центре». Сейчас худрук центра Кирилл Серебренников – свидетель в уголовном деле. Это как?
Олег Нестеров: Я вообще хотел бы сказать про «Гоголь-центр» . В 2014 году мы там «отпремьерили» спектакль «Из жизни планет». А зимой этого года вернулись туда делать свой второй спектакль, «Свобода номер семь», по киномузыке из немецких довоенных фильмов. Это про довоенный и современный Берлин, Москву. Это такая глубоко скрытая тема о том, как быть свободным при любых обстоятельствах. И в «Гоголь-центре» я попал в другое царство-государство. Глаза охранников, буфетчиц, сотрудников, Кирилла (Серебренникова – прим.ред.) – это были глаза очень счастливых людей. Которые дорожат каждым мгновением, которое переживают. Это прекрасная деревня, ни с чем не сравнимая атмосфера внутри. Понятно, откуда берется эта творческая энергия, это великолепный плавильный котел. И все это конечно благодаря Кириллу, который объединил этих людей.
[Фонтанка.Офис]: В эту прекрасную «деревню» приехали люди в погонах.
Олег Нестеров: Да, это было как раз в тот день, когда мы должны были играть спектакль. Накануне ничего не предвещало. Мы отыграли первый день, я «забил» несколько стрелок на следующий день. А потом начал узнавать новости. Я туда подъехал, пообщался по телефону с Rita Kron (актриса «Гоголь-центра» – прим.ред.), она приехала туда на йогу. Их всех собрали и посадили в «актовом зале», где они сидели несколько часов. Они были возбуждены, и крыша была немного на боку. Да и у нас, стоявших снаружи у «Гоголь-центра». Я в раздумье до сих пор. Когда я стоял перед закрытыми дверями, у меня были очень мрачные мысли. Я понимал, что это крайне тревожно и касается каждого из нас.
[Фонтанка.Офис]: Недавно в интервью нам режиссер Звягинцев, Андрей Петрович сказал: «Они могут сколько угодно ссылаться на нерадивость нижнего звена, но без сомнения – это система. Если не для того, чтобы одернуть зарвавшуюся в свободолюбивых настроениях аудиторию, то зачем все это? Да, это правда, человеческая природа такова, что он и сам горазд написать донос и т.д. Но есть тот, кто создает атмосферу в обществе и несет за нее ответственность. Эта атмосфера влияет на умы, побуждает вместо благодарственного письма написать донос, потому что донос заказан властью. Такая среда, сам аромат страха, разлитый в воздухе, побуждает человека проявлять свои худшие качества.
Олег Нестеров: Очень глубоко и точно. Конечно же, это так. Режиссер совсем не сгущает краски. Все же так и есть, на самом деле. Я слышал обрывок разговора, одна очень красивая дама сказала: «Просто в театре стало слишком хорошо, поэтому и пришли». Очень важно при всем при этом жить в параллельных мирах, вселенных. Ставить спектакли, делать музыку. Часто не благодаря, а вопреки.
[Фонтанка.Офис]: А у нас Исаакиевский собор снова в центре внимания. Новый руководитель проработала несколько дней и ушла под насмешки за её литературные опыты. Чем эта история закончится по-вашему? Церковь всё-таки заберёт музей?
Олег Нестеров: Возможно, я не совсем понимаю глубину этого вопроса, но если Исаакиевский собор строился как храм, то храм там и должен быть. Он же не будет закрыт. Туда смогут приходить люди. В европейских храмах проходят концерты. Концерты светской музыки. Я за такую интеграцию. Там должен быть храм, но если собор уже интегрирован в светскую жизнь, то она не должна уходить оттуда. Однако храм должен быть главнее, чем музей.
[Фонтанка.Офис]: На улицах Петербурга появились афиши, изображающие кукол и кукловодов, агитация подростков не ходить на уличные акции. Как вам такая социальная реклама?
Олег Нестеров: Такие вещи работают крайне неэффективно и часто наоборот. Я не думаю, что молодых людей это способно удержать, перевоспитать, перенастроить. Скорее наоборот. Они увидят себя героями. На них среагировали. Самая глупая вещь, которую можно было сделать. Это не будет работать.
[Фонтанка.Офис]: Лидер «DDT» Шевчук, Юрий Юлианович спел на нынешнем петербургском экономическом форуме свою перестроечную песню «Мальчики мажоры». Символично? Что спел бы Олег Нестеров на таком мероприятии?
Олег Нестеров: У нас сатирических песен нет. Мы работаем, как говорится у шахтёров, на иных пластах и горизонтальных коридорах. Сложно встречаться шахматисту на ринге с боксёром и наоборот. На любом мероприятии и при любых обстоятельствах я сыграл бы то, что посчитал бы нужным исполнить в тот момент. Из репертуара «Мегаполиса» это, конечно же, «Нежность и слёзы» (инструментальная композиция 2014 года из альбома «Из жизни планет» – прим.ред.).
[Фонтанка.Офис]: Вы таки пустили корни в Петербурге. Вас тут много. И на показе фильма про Oleg Karavaychuk / Олег Каравайчук вы говорите со сцены, и регулярные концерты, и дружба с красивыми людьми, например с центром «Антон тут Рядом», «День Д» и т.д. Вы когда переедете?
Олег Нестеров: Сегодня опять проехал по улицам вашего города. Град, дождь, начало лета. Думаю, почему же меня здесь нет всегда? Опять кольнуло. Каждый раз колет всё сильнее и больше. Отвечу так – дождётесь. В моей жизни будут вещи, которые я смогу сделать только здесь.