Вертолеты, лафетные стволы и ранцевые установки пожаротушения, десятки омоновцев и первые лица города: "Фонтанка" сходила на тактико-специальные учения Главного управления МЧС по Петербурге.
Пресс-релиз МЧС манил массовыми беспорядками на фанатском секторе, пожаром, паникой и множеством пострадавших. Стало понятно: пропустить такое было бы преступлением. Бригада "Фонтанки" в составе фотограф-оператор-журналист прибыла к стадиону по расписанию и была впечатлена масштабом учений и слаженностью действий.
День космонавтики, пронизывающий ветер, внешний радиус стадиона, забор с колючей проволокой. На часах – 15:00. Начало учений запланировано на 16:00. Сотрудник МЧС с суровым взором по очереди выкрикивает названия СМИ: ""Мир"! "Первый"! "Россия"! "ТАСС"!". Очень холодно. Со стороны может показаться, что с журналистикой в Петербурге не так все плохо: народу много. Только потом понимаешь, что четверть собравшихся – видеоинженеры, верные носильщики штативов. Все встает на места.
Следом журналистов ждет тщательный досмотр; к сожалению, из всех рентген-аппаратов Smiths Detection работают лишь два. Но зато в тепле. Улыбчивые стюарды встречают заученной репликой "Мы рады приветствовать вас!". Стационарные всепогодные арочные металлодетекторы от АО "Совеременные наукомемкие технологии" звенят без перерыва, осмотр тщательный, по инструкции.
Прошедших осмотр просят выйти на улицу, где мы застаем репетицию учений. По лестницам стадиона спускаются люди, над которыми несется голос диктора: "Уважаемые эвакуируемые, нужно выходить чуть-чуть побыстрее. Внутри фанаты. Внутри пожар. Можно даже бегом".
Сбоку от входа стоит "газель" с экраном и "матюгальником" на крыше. Как оказалось потом, это не просто "газель", – передвижная звуковая станция. Строгий голос на трех языках – русском, английском, китайском – сообщает, что налицо чрезвычайная ситуация и нужно, сохраняя спокойствие, покинуть территорию стадиона.
Вслед за степенно идущими по лестнице гражданами, откровенно сохраняющими спокойствие, из недр стадиона вываливаются ответственные за беспорядки на фанатском секторе из пресс-релиза. Группа в 50 парней под предводительством молодого человека с мегафоном, скандируя про "Оп, давай-давай, доминируй-унижай", выбегает на площадку перед стадионом, где ее окружают, мягко скажем, превосходящие силы правопорядка.
Соотношение – примерно 10 к 1. Сотрудники ОМОНа берут хулиганов в кольцо, полицейские быстро выдергивают бузотеров, заломив руки, отводят за угол. Все с улыбкой. Тем не менее, временами диктор просит: "Уважаемые сотрудника ОМОН, пожалуйста, полегче с нашими статистами". Кто были эти смелые ребята, давшие повалять себя перед камерами минимум два раза (это была репетиция, впереди – основные учения, и кто знает, сколько репетиций позади), выяснить мне не удалось. Версий было три: волонтеры (как и остальные участники учений), ученики Академии МВД (судя по лицам – второгодники) или бойцы специального тренировочного полка ОМОН. После освобождения ребята выстраиваются для групповой фотографии и руководитель с мегафоном достает селфи-палку. На журналиста, вышедшего за пределы невидимой линии, рявкает сопровождающий: "Команды не было!". Один из организаторов подзывает статного подполковника: "Андрей Николаевич, вы большой, вас лучше видно. Пойдемте вместе".
Видео: Алексей Кондратьев/"Фонтанка.ру"
Журналисты организованной группой заходят на стадион, встретив по дороге генерального директора ФК "Зенит" Максима Митрофанова и начальника службы безопасности ФК Юрия Федотова. Внутри нас расставляют вдоль стилобата и показывают: гореть будем там. Многострадальная крыша оказывается открытой, а жаль: внутри чаши так же холодно, как и снаружи. Злые языка утверждают, что крышу открыли накануне, 11 апреля. Злые языки утверждают, что когда открывали, сверху упала коробка гвоздей. Впрочем, поклеп быстро развенчивают: оказывается, это были не гвозди, а шурупы. Журналисты уточняют у статного подполковника, который оказывается руководителем пресс-службы МЧС Андреем Литовкой, когда и куда их будут эвакуировать.
Подполковник Литовка называет вещи своими именами: "Журналистов не надо эвакуировать. Их много. Журфак навыпускает новых".
Прибывает делегация начсостава МЧСников, представлен комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Куда-то несут бутерброды (оказалось, что журналистам, и за это спасибо).
16:00. Ничего не происходит. В 16:17 на фанатском секторе загорается одинокий файер.
"Фальстарт", – сообщают МЧСники.
В 16:34 диктор откашливается и приветствует губернатора и других почетных гостей. Становится понятна природа задержки. Параллельно с приветствием губернатора на секторе начинается настоящее пиротехническое шоу с разноцветными дымами, кресла горят аккуратно, по всей технике безопасности. Из-под трибунного помещения выезжает пожарная машина, по сектору бегают пожарные с теми самыми ранцевыми установками пожаротушения. Из сектора вылезает один из 36 лафетных стволов и с космической скоростью заливает сектор водой.
Сектор потушен, нас выводят на улицу. В небе висит вертолет. Из стадиона проходит губернатор со свитой.
Девушка-организатор обращается к спасателям: "Начсостав, проходите налево, к лодкам".
Диктор сообщает радиус действия "газели с матюгальником": оказывается, ее слышно на расстоянии в 800 метров.
В небо поднимается коптер МЧС, судя по всему, в звании майора как минимум. Начинают монтировать палатку; "Под фуршет, надо полагать?" – шутят с фланга. – "Заскучал начсостав у лодок?"
Дальше начинается то, что мы видели на репетиции: люди в гриме, имитирующем раны, бегут по лестнице, длиной напоминающую Потемкинскую, хулиганы с барабаном, доблестный ОМОН, разве что диктор не просит быть полегче со статистами.
А затем все завертелось, как в фильмах, где большой астероид летит навстречу Земле: садится один вертолет, медицинский, садится второй, К-32, оборудованный в том числе системой вертикального пожаротушения.
Оказывается, что часть сотрудников стадиона – это "легенда" из пресс-релиза, – заблокирована на верхних ярусах стадиона, там горит дымовая шашка, и им непросто. Пожарные машины с 78-метровыми лестницами взлетают на стилобат с внешней стороны, начинается эвакуация, в том числе носилки с лежачими спускают на тросах.
Учения торжественно подходят к концу. По площадке снуют МЧСники на сигвеях. Губернатор отправляется смотреть новинки техники, поступившие на вооружение МЧС по Северо-Западу.
А мы с товарищами из "Зенита" обмениваемся мнениями и соглашаемся: как играть в футбол на этом стадионе – еще не понятно, но если, не дай бог, тут что-то жахнет, то МЧС нас точно спасет.
Федор Погорелов