Как изображали чувства немецкие романтики XIX века? Каких женщин предпочитал гений абсурдизма Даниил Хармс? Почему мастер эротической литературы Генри Миллер оказался асексуален? Об этом 5 апреля в лектории «Дни “Фонтанки” в “Бенуа”» рассказал писатель, филолог, доцент СПбГУ, листёр литературных премий Андрей Аствацатуров. Впрочем, спикер не обошёл и главные темы дня – международный терроризм, «общество спектакля» и европейские ценности.
Лекция началась c разговора о трагедии в петербургском метро. Главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков объявил, что, учитывая дни траура, организаторы решили сменить острую тему «Секс в большой литературе» на нейтральную – «Мужское и женское в литературе». «Мы, может быть, внимательнее всех остальных следим за тем, что происходит в городе. В сложившейся обстановке нам показалось уместным не отменять событие, а изменить формат. Цель нашего лектория – не развлечение, а просвещение», – отметил Горшков.
Андрей Аствацатуров также говорил о терроризме. С точки зрения филолога, феномен политических и религиозных убийств отлично вписывается в сложившееся в Западной Европе «общество спектакля». Европейцам, как и россиянам, сложно противопоставить смертникам какие-либо ценности. «Я не вижу, что может их остановить. ИГИЛ (запрещённая в России организация. – Прим. ред.) – это спектакль, просто кровавый. Эти казни – спектакли, эти расстрелы – спектакли. Не уверен я, что они верят в свои ценности. Думаю, эти люди верят в деньги», – уверен учёный.
Аствацатуров, впрочем, не забыл и об основной теме лекции. Писатель приоткрыл завесу над эротической составляющей творчества своих коллег – от английского поэта и политического деятеля XVII века Джона Мильтона до классика альковной литературы XX века Генри Миллера. Отречение от чувств романах Анатоля Франса, демонический тип женщины у Вальтера Скотта, Леопольд фон Захер-Мазох как посредственный сочинитель, женщина как самка богомола в романах скромного французского библиотекаря и философа Жоржа Батая – об этом узнали слушатели.
«Мужчина не понимает, что происходит в сознании женщины, – полагает Андрей Аствацатуров. – Чтобы писать о женщинах, надо какой-то миф иметь в голове. Чем проще этот миф, тем эффективнее. Когда я написал первый роман, он очень понравился директору магазина «Москва». Она сказала: «У меня единственная претензия. Все женщины – дуры. Я подумала, что Аствацатурову не повезло с женщинами». Я сначала удивился: «Как это дуры? Вы что, обалдели?» Но потом стал перечитывать... действительно, дуры», – поведал о своём опыте спикер.
«Трэшевая, вульгарная жанровая проза не является женской. Потому что создаёт тот образ женщины, которую мужчина хочет видеть, который видит культура. Красивая, с большим вырезом, сексуально привлекательная, с подбритыми ногам и подмышками. Такой стереотип воспроизводится. А вот Вирджиния Вулф – это уже всерьёз», – добавил писатель. Чтобы лучше понять женщину, он также рекомендует ознакомиться с лучшими образцами сюрреалистической литературы XX века – прозой Джеймса Джойса или Андре Бретона.
Следующее выступление в лектории «Фонтанки» – 19 апреля. Психотерапевт, глава Высшей школы методологии Андрей Курпатов будет развеивать мифы о самом себе. Вместо автора популярных передач на Первом канале «доктора Курпатова» гости увидят увлечённого популяризатора нейрофизиологии, социальной психологии, когнитивистики. Тема выступления – «Переосмысление человека. Кто мы такие с точки зрения современной науки о мозге?». Билеты можно приобрети по ссылке.
Напомним, лекторий «Дни "Фонтанки" в "Бенуа 1890"» появился в марте 2017 года. Самая популярная петербургская интернет-газета и самое культурное пространство на севере города приглашают писателей, ученых, журналистов, музыкантов, блогеров, технологических экспертов, спортсменов, художников, модельеров, дизайнеров. Основная идея проекта – дать обычным горожанам шанс так же близко пообщаться с выдающимися людьми, как делают это журналисты.