Большая часть продуктов, которые продаются в петербургских магазинах под видом экотоваров, не имеет подтверждений для данной маркировки. К такому выводу пришли эксперты НП «Экологический союз» по результатам исследования, проведенного совместно с факультетом социологии СПбГУ в трех сетях Северной столицы.
Как рассказала директор НП «Экологический союз» Юлия Грачева в ходе круглого стола «Экомаркетинг как обман потребителя и пример недобросовестной конкуренции: что делать?», состоявшегося 4 апреля, в магазинах «Лэнд» товары с экомаркировкой присутствуют в пяти категориях, у Prisma – в четырех, у «Ленты» – в двух.
При этом более половины такой продукции не имела подтверждающего сертификата, выданного третьей стороной, либо имела фальсифицированную маркировку (знаки, похожие на иностранную маркировку, которые не присваиваются в России. — Прим. ред.). В качестве примеров товаров, которые, по ее мнению, необоснованно позиционировались в категории «эко», эксперт привела яйцо «Волжское», гречневую крупу «Волжская», стиральный порошок «Аистенок», а также кремы «Нежный лен» и «Черный жемчуг». В категории молочной продукции «настоящих» экопродуктов не удалось обнаружить ни у одной из сетей, подчеркнула Юлия Грачева.
По словам директора «Экологического союза», такая маркировка нарушает права как производителей, честно проходящих сертификацию, так и потребителей, которые получают недостоверную информацию. По словам Грачевой, в ближайшее время может быть инициировано несколько обращений в Федеральную антимонопольную службу. В свою очередь, заместитель руководителя УФАС по Петербургу Вячеслав Тукаев сообщил, что антимонопольное ведомство готово рассмотреть такие обращения на предмет нарушения закона о защите конкуренции «при наличии доказательств, что знаки используются незаконно».
Как рассказала журналистам депутат ЗакСа Надежда Тихонова, в настоящее время прорабатывается проект поправок в закон о продовольственной безопасности Петербурга, которые более четко обозначат требования к экомаркировке и системам сертификации на региональном уровне.
«На государственном уровне это пока не определено — каждый желающий, по сути, может маркировать товар и не нести за это никакой ответственности перед потребителем. Но есть региональный опыт системы экологической сертификации, например в Татарстане, мы его изучаем и готовы выходить с законодательной инициативой», – заключила она.